Под вой пылесоса, свисток паровоза и замысловатые интерпретации музыки великого Джанго Рейнхарда этот фильм вкатился в кинотеатры мира, как антикварный «Pоллс-Pойс», нелепый, прекрасный и неправдоподобно увесистый и настоящий, а теперь выходит в широкий прокат в Москве. «Трио из Бельвиля» (Belleville), порождение мизантропии и сентиментальности режиссера Сильвана Шоме и советской анимационной школы художника Евгения Томова, – одна из немногих вещей в текущем прокате, обязательных к просмотру. Не потому что является одним из главных событий года. Просто, как «Птицы» Жака Перрена, она несет с собой громадное облегчение.
Если кому-то потребовалось вложить в свой фильм такой адский труд («Бельвиль» снимался десять лет, «Птицы» — около семи), значит, ходить в кино все еще имеет смысл.
Главных героев трое: мадам Суза – пухлая хромая бабушка, ее внук Чемпион и пес Брюно. Чемпион с детства грезил о велосипедах, и мадам Суза решила тренировать его для главной гонки мира – «Тур де Франс». Но во время гонки Чемпиона, сошедшего с дистанции, похищают мрачные темные личности. Бабушка и старый Брюно отправляются вслед за похитителями в заокеанский город Бельвиль, охраняемый стоящей в порту статуей Свободы с биг-маком в руке. Оказывается, что Чемпиона похитила мафия. Мадам Суза, Брюно и подружившиеся с ними старушки, играющие в ночном клубе на страннейших инструментах, выслеживают негодяев, чтобы спасти Чемпиона из неволи.
Композитор фильма Бенуа Шаре заметил, что индивидуальность человека состоит из его плохих привычек. Плохих привычек у «Бельвиля» больше чем достаточно. По углам кадра жмутся проститутки и сутенеры, герои курят, французские старушки глушат динамитом лягушек себе на ужин. Музыка блуждает от сентиментальных гитарных композиций через вполне академические клавиши к индустриальным номерам, исполняемым при помощи пылесоса, колеса от велосипеда и старого холодильника (не только в кадре, но и в студии). Советский «Капитан Врунгель» и французские политические комиксы используются для того, чтобы рассказать о ночных кошмарах старого пса Брюно, воссоздать с гротескной достоверностью «Тур де Франс» и пройтись по нью-йоркским трущобам.
Но шедевром делают этот фильм не изумительная анимация, роскошные музыкальные номера или архаично-стильное чувство юмора. Мало кому удается так отчетливо донести центральную мысль европейской повседневности – смысл жизни в деталях и подробностях, в бытовых мелочах и сиюминутных радостях. Несмотря на интернациональное происхождение, «Трио из Бельвиля» — самый внятный манифест европейской культуры в кинематографе за последний десяток лет. Игровое кино затерло этот принцип до дыр, устало и отправилось дальше – к «Видоку» и прочим играм. Мизантроп Шоме отказался иди в ногу со временем и рассказал историю, которую оценили бы Рабле и другой пропагандист неизменной человечности – Даниэль Пеннак с его сагой о семействе Малоссенов.
Это история мадам Сузы – старушки в громадном ботинке, маскирующем хромоту, раздувающей толстые щеки, погоняя свистком внука-велосипедиста, мечтающего стать чемпионом. Это история культуры, не желающей иметь дело с абстракциями, тактильной до предела. История, надоевшая было до предела, затрепанная бесчисленными спекуляциями и внезапно распустившаяся, как чертополох, среди рисованных ландшафтов.
Возможно, конечно, что все не так и история приключений этой удивительной компании – только сон старого пса Брюно. Что ж, существуют вещи столь простые и важные, что их понимают и взрослые, и дети, и даже собаки.
Собачьи сны можно посмотреть в кинотеатрах «Ролан», «Пять звезд», «Америка-Синема», «Kinostar de lux», «Зарядье», «Киномакс XL», «МДМ-Кино», «Пионер», «Фитиль», «Формула Кино», «Художественный» и «Киноплекс на Ленинском».