В Центризбиркоме на жеребьевку бесплатного предвыборного эфира на телевидении и радио приехали представители 23 партий и блоков, допущенных к выборам Госдумы. Не было только Партии мира и партии «Зеленые» — на прошлых выборах они набрали меньше 2% голосов и должны были расплатиться с телекомпаниями, но не расплатились.
— Ни минуты они не получат, — сердито заявил глава ЦИК Александр Вешняков. — Хочу напомнить, что стоимость эфирного времени составит от 40 млрд до 120 млрд рублей.
Зато в жеребьевке участвовали представители «Единой России», которые накануне отказались от участия в предвыборных теледебатах, назвав их популистским карнавалом. Вешняков вчера на это обиделся, а сегодня уже не ругался и только напомнил о существовании инструкции, согласно которой отказываться нужно было в письменной форме до 29 октября, так что отвертеться от жеребьевки нельзя. Никто и не отверчивался.
— В заявлении нашего пресс-секретаря в понедельник было все ясно сказано, — как ни в чем не бывало заявил представитель «Единой России» Сергей Костенко. — Мы принимаем участие в жеребьевке по распределению бесплатного времени, поскольку его можно занять под какие-то свои программы и проекты.
Таким образом, «Единая Россия» сделала вид, что ничего не случилось, хотя именно из-за нее остальные партии лишились возможности вести дебаты так, как договаривались.
Наблюдательный совет «Выборы-2003», созданный с благословения ЦИК, уже давно разработал соглашение о пакетном обмене эфирным временем, который устраивал бы всех без исключения участников дебатов. Было решено, например, что КПРФ проведет пять встреч с «Единой Россией». Окончательный договор должны были подписать вчера, а сегодня утвердить его на жеребьевке, однако «Единая Россия» не явилась на вчерашнее совещание, а вместо этого распространила по агентствам заявление об отказе от дебатов. И договор рухнул. Сегодня не только коммунисты, но и «Новый курс – автомобильная Россия», СЛОН и «За Русь святую» отказались ставить под ним подписи.
— Мы видели главный смысл теледебатов в том, чтобы встретиться с нашим главным конкурентом, — заявил перед жеребьевкой зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.
— Мы тоже не подпишем, — обиженно сказал делегат «Нового курса» Юрий Несневич.
— А ведь мы видели в дебатах смысл политической борьбы, — сокрушался лидер партии СЛОН Вячеслав Игрунов.
— Жалко, что партии не смогли договориться, — соглашался сопредседатель совета «Выборы-2003» Андрей Пржездомский. — Эфир распределен волею слепого случая.
Правда, оставалась еще возможность договориться друг с другом, но в Центризбиркоме решили, что либо все, либо никто. Партии разъехались недовольными. «Мелочевка одна попалась», — пожаловался представитель «Яблока». Среди крупных – только КПРФ.
Кстати, и в КПРФ, и в «Яблоке» сообщили по секрету, что заранее будут согласовывать друг с другом детали дебатов с таким расчетом, чтобы ни те ни другие не потеряли избирателей.
В конверте КПРФ, в который позволили заглянуть корреспонденту «Газеты.Ru», оказалось вот что: три раза Геннадий Зюганов и его товарищи поспорят с Геннадием Селезневым или другими кандидатами Партии возрождения России и Партии жизни, три раза — с Партией развития предпринимательства, один раз — с «Новым курсом – автомобильной Россией» Виктора Похмелкина, один раз — с Аграрной партией Михаила Лапшина, один раз — с Партией пенсионеров — Партией социальной справедливости, один раз — с блоком «Родина». Радоваться ли коммунистам такой подборке или огорчаться — непонятно. С одной стороны, попались соратники: аграрии, селезневцы, пенсионеры и патриоты из «Родины». С другой стороны, эти соратники хуже заклятых врагов: Зюганову придется опять обвинять Сергея Глазьева в том, что блок «Родина» он создал по заказу Кремля, а Партия пенсионеров напомнит Зюганову, как тот с позором проиграл им суд по защите чести и достоинства в Челябинске.
Кроме скандала с «Единой Россией» случился еще один скандал с прямым эфиром, в который партии пускать все-таки не хотят.
Как уже рассказывала «Газета.Ru», Первый канал и «Россия» сначала отказались от прямого эфира, потом под давлением общественности обещали его, а теперь снова отказываются.
— Мы не можем предоставить прямой эфир по техническим причинам, — объяснила во время жеребьевки глава юридической службы Первого канала» Наталья Радоминова, но ей никто не поверил.
— У вас три «Орбиты», которые позволяют вести прямые эфиры на всю страну, — настаивал зампред «Яблока» Сергей Иваненко.
— «Орбит» у нас пять, но чтобы вас видел Владивосток, вам придется начинать дебаты с нуля тридцати и вести их до вечера, — пугала Радоминова. – Первый день, может быть, и протянете, но что дальше будет…
— А вдруг нам скажут, что брак пленки, и что-нибудь вырежут, — переживал Несневич.
— Ничего вырезать и обрезать не будем, — обещала ему Радоминова. – И вообще, закон не требует, чтобы обязательно был прямой эфир, так что не вижу смысла дальше спорить.
— Конечно, это не обязательно, но было бы хорошо, — в очередной раз заступился за прямой эфир Вешняков. – Но есть такая схема: партии после каждой записи получат копии прямого эфира, где не будет никакого ретуширования.
— Если кому-то не хочется ночью вести дебаты, пусть идут в записи, а нам нужен прямой эфир, — не унимался представитель «Нового курса».
— Нормальные люди спят по ночам, — подвел итог дискуссии сын Жириновского Игорь Лебедев, занимающий третью строчку в списке ЛДПР.
Зампред ВГТРК Андрей Быстрицкий и вице-президент ТВЦ Вячеслав Мостовой после этого пообещали, что на «России» и ТВЦ партии получат прямой эфир, но сделали это не слишком уверенно, так что все еще может измениться. При этом Мостовой ввел еще одно ограничение:
— Мы хотим сразу предупредить: по техническим причинам в студии от партии сможет присутствовать не более одного человека.
В общем, партии в результате всех перипетий получили не дебаты, а сплошные неприятности и ограничения.