«Матрица: Революция», заключительная часть трилогии режиссеров Вачовски, выйдет во всем мире в одно и то же время. В Москве это будет пять часов вечера пятого ноября, а в Лос-Анжелесе – шесть утра. Следовательно, можно представить сотни людей, поставивших будильники на половину пятого для того, чтобы к шести стоять в очереди на вход в кинозал.
Удивительно, что если про шесть утра все более или менее понятно, то во сколько они выйдут из кинозала – вопрос, поскольку время фильма также засекречено, как и любая информация про «Революцию».
Печально, но даже прорицательница на этот вопрос ничего не ответит.
Глория Фостер, наставница Нео по части будущего, скончалась в сентябре 2001 года, вскоре после терактов в Нью-Йорке. К тому времени часть «Революции» была уже снята, как Вачовски выкручивались, неизвестно. Но выкрутились.
Самый амбициозный проект начала века должен закончиться как игра или как флэш-моб. Как тут не вспомнить «Газонокосильщика», проникнувшего в сеть и с утра пораньше заставившего все телефоны зазвонить – пришла эпоха его виртуальной власти.
Ну, здесь не телефоны, а будильники, и не начало эпохи «Матрицы», а напротив – конец эпохи.
Когда Вачовски обратились к Киану Ривзу с предложением сыграть Нео, они помимо сценария дали ему, как известно, множество кассет с кун-фу фильмами, книги Бодрияра и сказали: «Почитай, посмотри, и этого, в сущности, достаточно». Киану еще, правда, потом почитал Шопенгауэра и всем остался доволен, а что касается Бодрияра, так он просто стал его поклонником. «Чтобы знак обрел чистоту, он должен продублировать себя; самодублирование знака как раз и кладет конец тому, что он обозначал». Вспомните агента Смита, и вы поймете, что по прочтении можно было уже приступать к съемкам (здесь, впрочем, Бодрияр говорил не о Смите, а о башнях Всемирного торгового центра).
Манга, киберпанк, боевые искусства, Евангелие, «Алиса в стране Чудес», Филип Дик, юнгианство, буддизм, мифология, новые технологии, – кажется, все, что заслуживало внимания, сложило свои дары у подножия «Матрицы». Ну и Бодрияр, конечно, с его симулякрами и всем прочим. Может, и речь-то шла о симулякрах кун-фу и Евангелия, которыми пробавлялся жадноватый, но ленивый человек уходящей эпохи, оставаясь при этом вполне удовлетворенным.
Вачовски безжалостно испекли нам самый огромный духовный фаст-фуд, замесив в него все, что нам было так дорого и имело какой-то смысл.
Все, конец. Теперь окончательно неловко уже будет использовать любой из этих ингредиентов. Этот тяжеловесный, местами невнятный апокриф хапнул все наши любимые игрушки. Даже основная сцена из «Революции» – бой Нео с агентом Смитом под дождем — смахивает на драку из милого корейского боевика «Некуда бежать». Может, и в этом заключен внятный намек? Некуда, мол?
Но не стоит сейчас перебирать этот бисер, остается только склонить голову перед культурным подвигом режиссеров и признать, что наша эпоха адаптации чужих достижений ими победоносно подытожена и закончена.
Можно только добавить, что во время съемок «Матрицы» Киану Ривзу пришлось пережить потерю нерожденного ребенка и гибель подруги. Ларри Вачовски развелся с женой и признался в страсти к переодеванию в женское платье и садомазоатрибутике. Лоуренс Фишборн просветлился настолько, что решил экранизировать «Алхимика» Коэльо. У одной Тринити все хорошо – недавно родила сына. Вспомните, каких иллюзий лишились вы за последние три года, и каким боком повернулась к вам реальность.
А Шопенгауэр сказал… Я не могу продолжать, меня душат слезы.