В среду Генпрокуратура обжаловала решение суглана (парламента) Эвенкийского автономного округа делегировать в Совет федерации главу компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского, который обвиняется в уклонении от уплаты налогов (об избрании Шахновского членом СФ «Газета.Ru» подробно писала).
В заявлении, которое в среду было направлено в Красноярский краевой суд, замгенпрокурора по Сибирскому федеральному округу Валентин Симученков просит суд признать постановление суглана «недействующим и не порождающим правовых последствий» (т.е. не порождающим юридическую неприкосновенность Шахновского. — «Газета.Ru»), поскольку при избрании Шахновского «было нарушено и федеральное, и местное законодательство».
Перечисленные в иске нарушения весьма спорны. Как утверждает Симученков, кандидатура Шахновского при голосовании в суглане была безальтернативной. Как сообщала «Газета.Ru», на голосование действительно выставили только одну фамилию, хотя с формальной точки зрения у Шахновского было три конкурента: двое взяли самоотвод, а третьего сняли, поскольку он не предоставил необходимых документов.
Кроме того, считает Генпрокуратура, эвенкийские депутаты допустили две процедурные ошибки. Напомним, члены суглана действительно спешили (голосование проводилось на внеочередном заседании), однако в пресс-службе парламента «Газету.Ru» заверили, что заседание продолжалось несколько часов, и формальности были соблюдены. В частности, как считает Генпрокуратура, биография Шахновского не была подробно представлена парламентариям. «Это полный блеф, — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе суглана, — так как по закону члена СФ должны выдвинуть половина депутатов, 11 из них уже знали его биографию. Всем остальным депутатам информация о Шахновском была предоставлена в ходе долгого обсуждения кандидатур».Таким же образом на претензии Генпрокуратуры ответил и председатель суглана Анатолий Амосов. «При проведении процедуры тайного голосования (по кандидатуре Шахновского. — «Газета.Ru»), — заявил Амосов, — были соблюдены все требования федерального и окружного законодательства, на сессии присутствовали прокурор округа, представители юстиции, никаких замечаний ни от кого не поступало».
Вторая ошибка, по версии Генпрокуратуры: в постановлении об избрании Шахновского не указаны сроки его полномочий. Как считают в суглане, их там и не должно было быть, поскольку они прописаны в статье 9 федерального закона «О порядке формирования СФ».
«Генпрокуратура проявляет полную беззубость и незнание федеральных законов. По закону, срок полномочий члена СФ определяется со дня голосования в субъекте федерации до дня окончания срока полномочий того самого органа, который делегирует его, если нет исключительных случаев», — сказали в законодательном собрании.
Самым подозрительным эвенкийцам показался тот факт, что Генпрокуратура действует с какой-то невероятной для этого учреждения скоростью. На организацию проверки в Эвенкии, работу прокурорской комиссии и сбор доказательств ушли всего сутки.
Как сказали в суглане, за это время прокуроры, во вторник прибывшие в Туру, не смогли получить даже документы, затребованные по поручению Генеральной прокуратуры у председателя законодательного собрания.
Более того, по информации источников «Газеты.Ru» в Красноярске, следователь Людмила Менщикова, прибывшая вчера в Туру для проведения расследования, еще даже не успела встретиться ни с кем из депутатов суглана.
В пресс-службе Валентина Симученкова комментировать ответ суглана отказываются. Пресс-секретарь Симученкова Василий Усов заявил «Газете.Ru»: «Мне запрещено комментировать решения вышестоящего органа».
По информации наших источников в Туре, самую неприятную работу Генпрокуратура возложила на эвенкийского окружного прокурора. Вчера он провел длительную частную беседу со спикером суглана Амосовым, подчиненные прокурора в районах Эвенкии вчера же вели «разъяснительные беседы» с депутатами суглана на местах.
Во всем остальном делом руководят непосредственно следователи Генеральной прокуратуры (через аппарат заместителя Устинова Валентина Симученкова, который курирует Сибирский федеральный округ). Сегодня выяснилось, что инициатором проверки в суглане выступила именно Генпрокуратура, а не краевая прокуратура Красноярска. Также оказалось, что никаких запросов от граждан по поводу нарушений закона при избрании Шахновского не поступало. Ранее источники в Красноярске сообщали, что возможным инициатором прокурорской проверки стал предшественник Шахновского в СФ, отозванный сугланом, Николай Анисимов. Сегодня «Газете.Ru» удалось связаться с ним. В беседе с нашим корреспондентом Анисимов сказал:
«Ни один документ ни по поводу моей судьбы, ни по поводу судьбы Шахновского от меня не исходил».
Совет федерации, как выяснилось в среду, склонен доверять подозрениям Генпрокуратуры. Председатель комиссии верхней палаты по регламенту Николай Тулаев заявил, что СФ не будет подтверждать полномочия Шахновского даже в конце ноября, если Красноярский суд примет к рассмотрению запрос Генпрокуратуры об отмене решения суглана (другими словами, СФ достаточно даже не итогового решения суда, а того, что суд примет к рассмотрению иск прокуратуры). В данной ситуации суд является «более высокой инстанцией», чем Совет федерации, пояснил Тулаев.
Судя по авральным действиям Генпрокуратуры, арест Шахновского входит в ее самые ближайшие планы. Однако, как показал опыт Альфреда Коха и других сенаторов, которых через суд лишали полномочий, тяжба может затянуться, а на это время президент компании «ЮКОС – Москва» по закону защищен от преследования статусом парламентария, поскольку он считается членом СФ с момента избрания.