Украинские пограничники начали обустраивать остров Тузла, видимо, собираясь оборудовать там постоянную пограничную заставу (сейчас застава плавает в 100 метрах от российской дамбы на двух 37-метровых понтонах). Об этом в понедельник заявил пресс-секретарь Азовско-Черноморского регионального управления Государственной пограничной администрации Украины Сергей Поддубный. Кроме того, он добавил, что приказа о выводе из Керченского пролива 25-й заставы 79-го Симферопольского погранотряда так и не поступило.
Если на Тузле и правда появится постоянный пограничный пост, это будет равносильно признанию, что прошедшие в пятницу в Кремле переговоры Михаила Касьянова и Виктора Януковича закончились полным провалом.
Хотя сами премьеры старались произвести прямо противоположное впечатление: выйдя из переговорной комнаты, Касьянов сказал, что Украина согласилась убрать заставу в обмен на приостановку строительства до переговоров по статусу Азовского моря и Керченского пролива, которые намечены на ближайшие два-три месяца. Стоявший тут же премьер Янукович против заявления о выводе пограничников ничего не возразил.
Промолчавший в Москве Янукович отвел душу только по возвращении в Киев. Там он собрал журналистов и успокоил их, фактически уличив своего коллегу Касьянова в обмане. По словам украинского премьера, он вовсе не соглашался убирать пограничников, а всего лишь обещал рассмотреть такую возможность.
Правда, Янукович не объяснил, почему он не стал спорить с Касьяновым в Москве, и вообще никак не прокомментировал его высказывания.
Поведение российских властей подтвердило, что украинский премьер был значительно ближе к истине, чем российский. Хотя в последние дни украинская погранслужба явно демонстрировала, что не собирается снимать заставу, Москва на это упорно не реагировала. От резких заявлений воздержался даже Дмитрий Рогозин, приехавший в субботу на дамбу. До переговоров глава международного комитета Думы говорил о том, что коса Тузла исконно принадлежит России, а после стал гораздо сдержаннее. На вопрос «Газеты.Ru», где, по его мнению, должна проходить российско-украинская граница, депутат вдруг ответил, что ее между братскими народами не должно быть вообще.
С российской стороны договоренности были выполнены тоже только частично – дамба перестала расти в длину, но грунт продолжают сыпать сверху и будут сыпать до тех пор, пока сооружение не вырастет до двух метров над уровнем моря. Как уже писала «Газета.Ru», строительной технике запретили приближаться к краю дамбы ближе чем на 100 метров, и пока грейдеры разравнивают часть дамбы, которая прилегает к берегу.
Установившийся статус кво только подчеркивает абсолютную анекдотичность ситуации. А когда выяснится, что дамба на самом деле не заставила Украину пойти на уступки в вопросе о морской границе, будет только хуже. Дело в том, что наступление на Украину дамбой и оборона от потенциальной угрозы в виде строителей, помимо политического ущерба, обошлись обеим сторонам довольно дорого. Известно, что Киев потратил на погранзаставу почти столько же, сколько краснодарские власти на стройку века: один миллион долларов против полутора. На эти средства российская сторона подрядила сразу несколько строительных фирм из разных регионов: корреспондент «Газеты.Ru» видел на дамбе «КамАЗы» с номерами Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Сами строители говорят, что у них есть машины даже из Тюмени. Пока выходит, что все ударные темпы показывались впустую.
Краснодарские власти, тем не менее, уверяют, что потратились не зря, поскольку даже в недостроенном состоянии (3780 метров в длину вместо планировавшихся 4180) дамба не только укрепила берег Таманского полуострова, но и в будущем ее наличие должно хорошо отразиться на улове. Правда, пока развернувшаяся в проливе стройка распугала рыбу, и на мелководье рядом с горами грунта до сих пор остались брошенные рыболовецкие сети.