В 15.30 по московскому времени в суде Парижа начался уголовный процесс над тремя французскими фотографами, которые в ночь на 31 августа 1997 года преследовали «мерседес» принцессы Уэльской Дианы и Доди аль-Файеда и стали свидетелями их смерти в туннеле на набережной Сены. Как сообщает «Би-Би-Си», в пятницу перед судом предстали трое из восьми папарацци: Жак Ланжевин из Sygma/Corbis agency, Кристиан Мартинес, работающий в Angelis agency, и независимый фотокорреспондент Фабрис Шассери. В отношении других пятерых фотографов суд счел доказательства, представленные истцами, недостаточными.
Ланжевин, Мартинес и Шассери обвиняются в незаконном вторжении в частную жизнь Доди аль-Файеда. Иск был подан адвокатами отца аль-Файеда, египетского миллиардера Мохаммеда аль-Файеда. Родственники погибшей принцессы не стали подавать на журналистов в суд за снятые ими фотографии.
В пятницу на процессе будут представлены шесть фотографий, сделанных папарацци в автомобиле – аль-Файеда сфотографировали в момент отъезда из отеля Ritz, перед туннелем и после аварии. На некоторых из фотографий также запечатлена принцесса Диана.
Стоит отметить, что ни один из этих снимков не был опубликован. Однако согласно принятой в 1970 году норме уголовного кодекса Франции, вторжение прессы в частную жизнь граждан строго ограничено. По закону, например, запрещается фотографировать граждан внутри их автомобилей. За съемку принцессы и ее друга в лимузине фотографам грозит год тюремного заключения и штраф в 45 тыс. евро ($53 тыс.).
Предполагается, что слушание дела продлится один день, однако, как пишет Associated Press, приговор, скорее всего, будет оглашен в течение недели.
Адвокаты, представляющие в суде интересы папарацци, считают, что съемки лимузина, двери которого были открыты уже после аварии, нельзя считать вторжением в частную жизнь.
В свою очередь, адвокаты аль-Файеда попытаются расширить рамки процесса и вовлечь в него британскую королевскую семью. Однако сделать это будет непросто: Букингемский дворец старается замять дело шестилетней давности. Тем более что в самой Британии начинает разгораться новый скандал, связанный с публикацией писем Дианы, в которых она за десять месяцев до парижских событий предсказывает свою возможную гибель в результате «спланированной аварии».
36-летняя принцесса Диана и 42-летний Доди аль-Файед погибли в автокатастрофе в Париже 31 августа 1997 года.
Они ехали из отеля «Ритц» на лимузине, за которым на мотоциклах гнались несколько папарацци. Машина на большой скорости врезалась в 13-ю колонну под мостом Альма. После аварии выжил только телохранитель Дианы. После гибели леди Ди и аль-Файеда французские власти начали расследование, в ходе которого было опрошено около 200 свидетелей и написано 6 тыс. страниц дела. Процесс по делу о гибели принцессы шел в закрытом режиме.
В прошлом году Верховный суд Франции уже судил репортеров, преследовавших лимузин принцессы на мотоциклах, но тогда журналисты обвинялись не во вторжении в частную жизнь, а в том, что они спровоцировали аварию. Однако Верховный суд оправдал журналистов, признав виновником трагедии шофера лимузина Анри Поля, также погибшего во время аварии. По мнению судей, он превысил скорость, находясь в состоянии алкогольного опьянения, что и привело к трагедии. Кстати, родители погибшего водителя утверждают, что в тот день Анри Поль был абсолютно трезв.
После трагедии Мохаммед аль-Файед неоднократно заявлял, что принцесса и его сын стали жертвами британских спецслужб, выполнявших задание королевской семьи, которая критически отнеслась к новому избраннику принцессы.
Подтверждением этому могут послужить и новые факты, вскрывшиеся на прошлой неделе. Британская газета Daily Mirror опубликовала письмо принцессы Уэльской, датируемое октябрем 1996 года, которое передал печати бывший дворецкий Дианы Пол Баррелл. В написанном от руки послании принцесса утверждает, что некто (его имя из-за опасения судебного разбирательства не было опубликовано) планирует «несчастный случай», чтобы открыть дорогу принцу Чарльзу для его повторной женитьбы. Леди Ди не исключила, что может погибнуть в автоаварии из-за повреждения тормозов. Баррелл заявил, что он дал ход этому письму, которое принцесса Диана доверила ему в качестве «страховки», в надежде, что оно послужит стимулом к проведению тщательного расследования указанных в нем фактов.
После обнародования письма Мохаммед аль-Файед направил запрос о проведении нового расследования, однако правительство Великобритании ему отказало.