Обстоятельства, в которых прозвучало предложение чеченского Госсовета, заслуживают внимания. Cейчас Ахмад Кадыров вместе с Владимиром Путиным укрепляет отношения России с мусульманским миром в Малайзии на саммите Исламской конференции. И вряд ли избранный президент Чечни упустит возможность во время командировки обменяться с президентом России мнениями по поводу договора о разграничении полномочий с федеральным центром. Ведь более удобного случая может и не представиться. Кадыров прекрасно понимает, что в проекте договора уже попросил у Кремля слишком многого и от чего-то ему придется отказываться. Точнее – будет отказано.
Президентская администрация не спешит представлять окончательный вариант договора, хотя обещала сделать это еще к 1 октября.
Как сказал «Газете.Ru» источник в Кремле, рабочая группа по подготовке этого документа действительно «столкнулась с массой скользких моментов» и сроки были сорваны.
Как уже писала «Газета.Ru», по сути, Кадыров в обмен на свою лояльность предложил Кремлю предоставить Чечне на ближайшие десять лет полную экономическую независимость: от права распоряжения нефтяными ресурсами до создания свободных экономических зон и освобождения от уплаты собранных на территории республики налогов в федеральный бюджет. По нашей информации, президентская администрация закончит обрабатывать текст договора в течение месяца, решая, что позволить Кадырову, а что запретить.
Сегодняшнее предложение чеченского Госсовета, которое не могло быть принято без ведома самого Кадырова (в руководстве этого органа лично преданные ему люди), является свидетельством того, что торг перешел в решающую стадию. По сообщению «Интерфакса», собравшись на заседание в Грозном, Госсовет предложил включить в договор пункт об объявлении Чечни зоной экологического, экономического и социального бедствия, и для ее скорейшего восстановления «наряду наряду с другими мерами придать Чеченской республике статус свободной экономической зоны». Как уточнило агентство ИТАР-ТАСС, предложенный депутатами офшор должен, по их мнению, действовать до 2013 года. Вообще инициатива Госсовета выглядит скорее напоминанием, поскольку слова о свободной экономической зоне есть и в первом варианте договора, так что, видимо, эта инициатива – демонстрация Москве решимости Кадырова отстаивать в договоре о разграничении полномочий в первую очередь именно положение о СЭЗ.
Владимир Путин ответил почти сразу и хотя по-прежнему не сказал ничего конкретного, подтвердил, что экономические привилегии, которые получит Чечня, будут исключительными.
О чеченских проблемах президент заговорил, давая в Малайзии интервью корреспонденту катарской компании «Аль-Джазира». «Сегодня мы в полномасштабном формате перешли к политическому процессу, — начал Путин. — Мы провели там референдум, провели выборы президента Чечни. Мы не ограничиваемся, не будем ограничиваться только этими мероприятиями. Мы намерены оказать содействие людям, проживающим в Чечне, в избрании своего парламента и готовы подписать договор между федеральным центром и Чеченской республикой о разделе полномочий с широкими автономными правами для Чечни».
Одновременно предложение Госсовета прокомментировал министр по делам Чечни Станислав Ильясов. Из его слов следовало, что предложения Грозного будут учтены, но последнее слово окажется за Кремлем: «Договор готовит госкомиссия, сформированная в администрации президента, и именно ей предстоит учесть все мнения и подготовить окончательный проект договора. Выдавать предложение Госсовета за окончательное решение нет никаких оснований, это не в его компетенции».