В пятницу в Басманном суде столицы завершилось рассмотрение жалобы адвокатов Алексея Пичугина на то, что при допросе к их подзащитному применялись наркотические и психотропные вещества. Судья Наталья Мушникова оставила жалобу без удовлетворения, мотивировав отказ тем, что этот вопрос будет рассматриваться в ходе основного слушания по уголовному делу.
Несмотря на доводы адвокатов Пичугина, что руководитель следственной группы обязан был по первому требованию провести независимую медицинскую экспертизу их подзащитного, судья сочла действия сотрудника Генпрокуратуры Юрия Буртового, отказавшего в проведении обследования, правильными. На нее не подействовали ни цитаты из УПК, ни положения закона о прокуратуре, ни выдержки из Конституции России.
Как уже сообщала «Газета.Ru», рассмотрение жалобы адвокатов Басманным судом началось в четверг вечером. Заседание началось с того, что судья Мушникова, которую адвокаты Пичугина подозревают в подлоге, отклонила свой отвод, несмотря на то что решения Мосгорсуда по этому поводу еще нет. После этого она заявила, что депутатское письмо с просьбой о проведении открытого заседания тоже отклонено. Мотивировала она это тем, что «пособники Пичугина» рядом и стремятся всеми способами пробраться к нему. О каких пособниках шла речь, непонятно, ведь сам Пичугин на рассмотрении жалобы не присутствовал, а в коридоре суда находился только депутат Мельников и представители прессы.
Письмо с просьбой провести открытое заседание суда подписали более 100 депутатов Госдумы, в том числе Владимир Лукин, Сергей Митрохин (оба — «Яблоко»), Григорий Томчин (СПС), Иван Мельников (КПРФ), Светлана Горячева (независимая) и Виктор Алкснис («Регионы России»).
В четверг утром они направили его на имя исполняющего обязанности председателя Басманного районного суда Москвы Ольги Солоповой. В своем обращении депутаты просили назначить открытые судебные слушания, чтобы прояснить ситуацию с жалобами Пичугина на действия Генпрокуратуры. «Считаем, что открытость суда будет способствовать скорейшему установлению истины в данном вопросе и улучшит ситуацию в области защиты прав человека», — говорится в письме депутатов.
Как пояснил «Газете.Ru» депутат Мельников, к нему за поддержкой обратилась семья Алексея Пичугина. «Я рассказал своим коллегам, что происходит вокруг дела Пичугина. Похоже, мы действительно столкнулись со случаем применения психотропных веществ в отношении человека, находящегося под следствием. Иначе как объяснить тот факт, что прокуратура в ответ на требования адвокатов отмалчивается либо занимается отписками? Следователи отказывают защитникам в проведении медицинского освидетельствования Пичугина, а экспертизы и следственные действия проводят в отсутствие адвокатов», — сказал Мельников.
По словам Мельникова, просьба депутатов была вызвана «высокой значимостью вопроса». У депутатов «есть серьезные основания полагать, что это дело заказное, политическое». И открытое разбирательство необходимо для того, чтобы подобные действия прокуратуры больше не повторялись, «иначе все это выглядит просто насмешкой над правосудием», добавил Мельников.
Как известно, вопрос об открытых слушаниях должен решаться судьей в присутствии адвоката и прокурора. Однако, как стало известно Мельникову, одна из секретарей суда еще до судебного заседания отвечала журналистам, что «все эти депутатские бумажки бессмысленны. И судебное разбирательство все равно будет идти в закрытом режиме». «Раз у нас уже секретарши решают судьбу депутатских запросов, то срочно нужна реформа суда», — заявил депутат, добавив, что ему так и не удалось попасть на судебное заседание, а о том, что там происходило, он узнал от адвокатов Пичугина.
По их словам, настоящим «откровением» стало выступление в суде представителей прокуратуры. Они заявили, что не пригласили защитников Пичугина на его медосмотр, потому что в адвокатской группе присутствует женщина — Татьяна Акимцева, в присутствии которой проводить осмотр мужчины «было бы неэтично». Но, по словам Акимцевой, освидетельствование Пичугина должно было заключаться в том, чтобы адвокатам и медикам дали возможность осмотреть руки подозреваемого, выявить следы уколов и взять анализ крови.
«Голые мужские руки я в своей жизни видела неоднократно, — сообщила «Газете.Ru» адвокат Акимцева, — и что в этом неэтичного, я не понимаю».
Но самое главное, что произошло во время выступления представителей Генпрокуратуры — они признали, что в допросах Пичугина участвовали сотрудники ФСБ. Это, по мнению Акимцевой, подтверждает слова ее подзащитного, о том, что во время допроса 11 и 14 июля присутствовали посторонние лица, которые «проводили разведывательные допросы». Именно во время них, по словам Пичугина, и были применены психотропные средства («Газета.Ru» подробно об этом писала). «И руководитель следственной группы, и руководство Лефортовской тюрьмы знали, что во время допроса присутствуют сотрудники ФСБ. — сообщила адвокат. — Но нас об этом они проинформировали лишь через несколько дней, задним числом вписав фамилии этих людей в документы».
Сегодняшнее решение Басманного суда защитники Алексея Пичугина намерены опротестовать в вышестоящей инстанции.
«Мы обязательно будем оспаривать это решение. Мы считаем, что судья Мушникова, отвода которой мы потребовали еще несколько месяцев назад, не в состоянии объективно руководить процессом и вообще не имеет права принимать решения», — сказала адвокат Пичугина Татьяна Акимцева.