Cлушания во вторник были последним днем открытого заседания суда. После заключительных слов, с которыми выступили авторы запроса, суд удалился на закрытые заседания, которые могут продлиться, по мнению участников дела, недели две. Судья Владимир Туманов высказал мнение, что решение суд примет до 7 ноября (по закону «О выборах депутатов Госдумы» это дата начала активной агитации в СМИ).
Главное, что придется решить судьям КС за эти две недели, — в какой форме выносить постановление. КС может либо дать толкование указанных статей закона, либо ограничиться выводом о конституционности или, наоборот, неконституционности оспариваемых норм.
Сегодня стало ясно, что и заявители, и представители исполнительной власти согласны, что оспариваемый закон требует поправок. Только журналисты и депутаты просили суд разобраться с ним решительно, при помощи признания его неконституционным, а ответчики, представляющие правительство и президента, хотели бы, чтобы суд просто разъяснил значение примененных в нем терминов, тем самым дополнив закон.
Еще вчера за необходимость дать толкование содержащимся в законе понятиям «информирование избирателя» и «предвыборная агитация» высказались представитель президента в КС Михаил Митюков и представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский.
Сегодня известную ущербность закона признал и Валерий Гребенников, председатель комитета Госдумы по госстроительству. Сегодня в своем заключительном слове он призвал суд дать четкое толкование понятиям «информация» и «агитация», а также четче сформулировать подпункт «ж» пункта второго статьи 48-й.
— Я согласен, что нам всем надо четче сформулировать формулировку в законе «иные действия, побуждающие или могущие побудить граждан голосовать за или против кандидата». В то же время непонимание разницы между агитированием и информированием и привело к многочисленным вопросам, — заявил в заключительном слове Гребенников. – Можно исправить закон, дать толкование статьям, но говорить, что закон не конституционен, только потому, что кого-то там по нему наказали, – неверная посылка.
Заявители в лице журналиста Константина Катаняна и адвоката Павла Астахова продолжали настаивать на своем.
Чтобы судьям было о чем подумать в течение двух недель, адвокат Астахов, представляющий интересы журналиста Сергея Бунтмана, произнес перед судом короткую, но громкую речь.
— Общество уже лишили свободы слова, а этим законом сами законодатели фактически подтвердили это. Прошу суд снять неопределенность с норм данного закона и признать их противоречащими Конституции, — заявил адвокат.
Журналист Катанян пошел по пути сравнений. Следуя его заключительному слову, закон ограничивает право прессы не только в предвыборный период, но и на время проведения референдумов.
— По закону во время проведения референдума право на предвыборную агитацию имеет только инициативная группа референдума, поэтому агитация будет однозначно односторонней, — заявил Катанян.
После выступления всех заявителей судьи спокойно удалились.