«Человек с киноаппаратом» советского классика Дзиги Вертова, любимый фильм творческой интеллигенции, без сюжета, начала и конца, шедевр начала прошлого века, провидчески созданный в стиле эмбиент, в сопровождении живого электронного коллектива, играющего трип-хоп-минимализм (он же гоп-стоп-конструктивизм или авант-постструктурализм) – вот она, модная приманка, на которую клюнут…
А кто, кстати, на нее клюнет? Вечеринки серии «Немое кино, говорящая музыка», где гении российского минимализма во главе с Алексеем Айги, а также Сергей Летов, Алексей Борисов и прочие гуру играли одновременно с показами фильмов Эйзенштейна и Мурнау, полтора сезона донимали публику примерно года два назад. За это время свежая концепция была десять раз воплощена и развеяна и привила стойкую оскомину.
Так что уж по крайней мере студенты всяких ВГИКов и ГИТИСов, модная публика и претенциозные знатоки на это представление не пойдут. Это, конечно, солидный аргумент в пользу мероприятия.
Вторым аргументом «за» должен стать, разумеется, сам «Синематический оркестр». Это проект Джейсона Свинскоу, продюсера и диджея лейбла Nindja Toon, кузнеца интеллектуальной, с позволения сказать, электроники, эйсид-джаза и трип-хопа, повара «Тигровых суши» (медиаплатформа, пропагандирующая альтернативную электронику вех мастей) и просто скромного культурного героя самого конца девяностых годов, лучшего времени прошлого века.
В 1999 году Свинскоу организовал Cinematic orchestra — если кто не помнит, в то время написание саундтреков к несуществующим фильмам было едва ли не основной задачей любого продвинутого музыканта. Процедура создания музыки была типично пост-гоп-деконструктивистской: сначала записывался живой джем с музыкантами, затем он микшировался и разнимался на составные части, поверялся алгеброй и запускался параллельно с новой живой импровизацией джазовых музыкантов. Технология сама по себе не уникальная – взять хоть Gotan Project — но господина Свинскоу отличает железная целеустремленность, переходящая в упертость: он повторяет процедуру несколько раз, до тех пор пока не удовлетворится результатам.
Публике неизменно нравится – клубные концерты, кинофестивали, модные тусовки, показы одежды – у такого проекта есть масса приложений. Настоящую овацию и определенную мировую известность проекту принес саундтрек к фильму советского классика Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Никто ведь не станет спорить, что это прекрасный фильм – шестидесятивосьмиминутное повествование, рассказывающее безо всякого сюжета о жизни большого города с его трамваями, рабочими, пряхами, свахами, милиционерами, суетливыми обычными горожанами. Зрелище, снятое на черно-белую пленку, где фигуры двигаются неестественно быстро (как на многих старинных фильмах, тут дело в стандарте скорости пленки), завораживает до сих пор. Имея дело с такой фактурой, ошибиться невозможно.
Свинскоу создал великолепно сухой и суетливый саундтрек с элементами трип-хопа и джаза, но главным образом это, конечно же, минимализм – никакой другой стиль не может так хорошо сочетаться с честной бедностью немого черно-белого кино. Эта история принесла Свинскоу признание публики и зрителей, неизменные стоячие овации и неиссякаемый честный и верный кусок хлеба – гастролирует он с этой программой уже третий год.
Впрочем, это скорее хобби: работа в руководстве маленького, но крайне успешного культового лейбла позволяет спокойно относиться к кассовым сборам.
The Cinematic Orchestra, «35мм», 26 сентября, 19.00