Еще в конце августа Юрий Лужков пообещал, что окончательное решение о своем участии в выборах примет через месяц. И действительно, пока городской избирком регистрировал первых кандидатов, мэр молчал. Сегодняшнее заявление Лужков сделал в максимально будничной обстановке – на заседании правительства Москвы. Как сказал мэр, он не хотел устраивать «искусственных публичных акций». «По-моему, это естественно и понятно», — скромно добавил Лужков. В среду он собирается сдать в горизбирком необходимые документы.
Раньше московского мэра успели зарегистрироваться четыре кандидата – депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов, советник муниципального собрания Левобережный Елена Гусева, гробовщик Герман Стерлигов и житель Казани Дмитрий Бердников.
Самое интересное, что в такой важный для себя момент московский мэр публично отмежевался от «Единой России». Дело даже не в том, что он предложил свою кандидатуру «в порядке самовыдвижения как независимый кандидат». Партия власти выглядела бы просто глупо, если бы, включив Лужкова в первую тройку на парламентских выборах, одновременно выдвинула бы его на пост мэра, тем более что у него явно хватит ресурса, в том числе и административного, выиграть эти выборы самостоятельно.
Но Лужков при этом дал понять, что самостоятельное выдвижение – не просто формальность, а результат взвешенной и принципиальной позиции. «Это не игнорирование партии, это желание служить москвичам, а не партиям», — передал «Интерфакс» слова мэра, который пошел еще дальше и назвал правительство Москвы «деполитизированным органом власти», который «позволяет иметь полную свободу для решения городских задач».
Еще одно резкое заявление Лужкова на сегодняшнем заседании не имело прямого отношения к «Единой России», но зато могло задеть ее лидера Бориса Грызлова, который идет на выборы первым в федеральном списке партии власти.
::: Критика касалась его непосредственных обязанностей на посту главы МВД, а точнее работы подведомственной министру ГИБДД в Москве. «Дорожная инспекция делает все для увеличения пробок на городских магистралях, — решительно начал Лужков. – Случись небольшая авария, и весь транспорт – пассажирский и частный – стоит».
Судя по неожиданно резким словам в адрес гаишников, Лужков уже решил сделать борьбу с московскими пробками одним из лозунгов предвыборной кампании, причем совершенно независимо от того, повредит ли критика столичной милиции репутации его товарища по партии Грызлова. Возможно, что пренебрежение Лужкова «Единой Россией» связано со сложной игрой, которая велась внутри партии власти при формировании партийных списков.
По информации «Газеты.Ru», московский мэр рассчитывал возглавить московский список, чтобы укомплектовать его проверенными кадрами и, соответственно, быть не просто лицом партии, а получить в ней и определенные рычаги влияния.
Включение Лужкова в первую тройку «Единой России» означало, что затея московского мэра полностью провалилась, список ему не отдали, а значит, лоббировать свои интересы в будущем созыве Госдумы ему будет гораздо сложнее.
После этого Лужков вполне мог почувствовать себя вправе вести предвыборную кампанию без оглядки на единороссов и даже демонстративно дистанцироваться от них, как случилось сегодня. Впрочем, в этом есть и доля трезвого расчета – в Москве личный рейтинг мэра явно выше, чем рейтинг «Единой России», а теперь тянуть за собой партию власти у Лужкова нет никакого резона.