Как бы ни хотелось многим тысячам недоброжелателей похоронить Blur в конце девяностых вместе со стилем брит-поп, группой-оппонентом Oasis, британской культурной экспансией и экспортными товарами, сделать это не удалось. Спустя четыре года молчания группа выпустила вполне внятный, коммерчески успешный альбом и устроила совершенно чудовищный мировой тур. В англоязычном мире, в Великобритании и в доминионах билеты на концерты раскупались с огромной скоростью.
В Австралии за час раскупили сорок тысяч стадионных билетов. Первые четыре концерта в Великобритании в мае этого года были раскуплены за день –там было около пятнадцати тысяч мест.
Москва пока к англоязычному миру не относятся – у нас четыре тысячи билетов (два дня в Горбушке) до сих пор не распроданы.
Вряд ли дело в разогреве – хотя, конечно же, группы Blast и «Токио» перед концертом некогда одной из самых популярных в мире и все еще весьма актуальных групп смотрятся странно. Blast начинали, как и многие другие клубные коллективы, с пения «каверов» на Deep Purple и другие популярные коллективы, а затем стали петь англоязычный брит-поп – громко, быстро, но не слишком зажигательно. И то и другое может приносить стабильный доход в московских и петербургских кабаках, но, по большому счету, не перспективно.
Группа «Токио» — проект Насти Калманович и Гоши Куценко, в котором играют экстремальные спортсмены – альпинисты и дайверы. Если для медиапроекта этого вполне достаточно, то для работы на одной сцене с настоящими музыкантами этого маловато. Первоначально планировалось, что на разогреве мастеров британской попсы выступит группа «Мумий Тролль», но у организаторов возникла проблема: Blur хотели, чтобы два разных концерта разогревали два коллектива, а найти вторую группу, которая соответствовала бы уровню и Дэймона Албарна и Ильи Лагутенко, оказалось тяжело.
Найденное соломоново решение поражает изяществом, но очевидно, что на концерт надо приходить попозже.
Действительно, брит-поп – это такая музыка, о которой в приличном обществе сказать нечего, и поэтому медиа-составляющая проекта – кто с кем спит, кто кому проломил череп, кого арестовали за превышение скорости и кто написал песню для полета на Марс – гораздо важнее собственно музыкальной.
Однако альбом «Think Tank» с новым гитаристом, новой концепцией, элементами World Music позволяет уже говорить о Blur как о настоящих художниках, у которых после небольшого периода полураспада начались творческий взрыв и зрелость. По-другому, собственно говоря, и быть не могло, особенно после того, как Дэймон Албарн записал с диджеем и продюсером Дэном Автоматором альбом вымышленной группы Gorillaz, сам позанимался со сведением пластинок, посотрудничал с Майклом Найманом и Massive Attack, спел с Дэвидом Боуи, записал этнический альбом «Mali Music», написал парочку саундтреков. Короче говоря, перестал быть поп-звездой того же рода, что и принцессы Монако, футбольные знаменитости, жены миллионеров и президенты развивающихся стран.
У нас этого, похоже, не заметили.
Blur, ДК им. Горбунова, 24, 25 сентября, 19.00.