Нам грозит «Новая драма» — десять дней, набитых до отказа новыми спектаклями, читками, показами незавершенных работ, выставками на тему и встречами с драматургами, многие из которых еще стесняются так себя называть. Пришедшая из Европы новая драма года два как вошла у нас в шумную моду, и похоже, что с тех пор число драматургов в стране удесятерилось, причем за счет тех, кому еще далеко до тридцати.
Нынешний фестиваль – уже второй, прошлый был полтора года назад. На этот раз в «Новой драме» заявлены три программы. Во-первых, главная, конкурсная. Тут даже предусмотрены премии: за лучший спектакль (приз «Новая драма»), за лучшую пьесу («Новое слово») и лучшим режиссеру с актерами («Новое дело»).
В конкурсе принимают участие спектакли, поставленные по современным пьесам, написанным на русском языке. Главные московские участники конкурса хорошо известны по прошлому сезону. «Пленные духи» из Центра драматургии и режиссуры в постановке Владимира Агеева (истерически смешной фарс о шахматовской жизни с участием двух клоунов – Александра Блока и Андрея Белого) и энергичный «Терроризм» во МХАТе в постановке Кирилла Серебренникова (обе пьесы – братьев Пресняковых). Затем – «Кислород» Ивана Вырыпаева (постановка Виктора Рыжакова), который нынче кое-кто называет спектаклем «культовым», а играют его больше на клубной сцене «Б-2». «Преступления страсти» Галины Синькиной, сделанные в методике «документального театра» по материалам разговоров с женщиной-убийцей из колонии строгого режима. А еще – гениальная и абсурдная пьеса Людмилы Петрушевской в постановке ее светского сына Федора Павлова-Андреевича. Из нового – только премьера в Центре драматургии «Трансфера» Максима Курочкина, считающегося модным драматургом после шумных премьер его пьес «Кухня» у Меньшикова и «Имаго» в постановке Нины Чусовой. Теперь он написал о путешествии в ад, обыденном, словно в Турцию. Это спектакли из Москвы.
Среди гастрольных участников конкурса – «старая новая драма» «Персидская сирень» Николая Коляды, поставленная им же в Екатеринбурге. Это, как часто бывает у Коляды, очередной сюжет на тему «встретились два одиночества» (пьесу, кстати, антрепризно играют в Москве). Но, надо сказать, прошлая «Новая драма» показала, что русскую коммерческую драму вроде пьес Птушкиной, главной русской конкурентки Коляды, фестивальные зрители смотреть отказываются.
Следующая гастроль — «Культурный слой» из Тольятти – пьеса братьев Дурненковых, про которых нынче говорят, что они дышат в затылок екатеринбургским Пресняковым. Потом «Две маленькие пьесы» из Воронежа в постановке Михаила Бычкова (из пьес одна – снова Вячеслава Дурненкова). «Очень простая история» из Питера по пьесе молодой сценаристки Марии Ладо, а еще – «Я… она… не я и я» — монолог, написанный Климом (знаменитым режиссером-лабораторником, к тому же пишущим пьесы) специально для грандиозного питерского актера Александра Лыкова. Этот бывший «мент» из «Улицы разбитых фонарей» за один свой безумный поток сознания, написанный тем же Климом, уже получил на прошлой «Новой драме» приз за лучшую мужскую роль. Нет уверенности, что в этом году ему найдутся соперники.
В международной части программы есть иностранные спектакли по пьесам новых авторов. Представляется, что любопытнее всего может быть французский «Северный квартал» — одна часть из 13-часовых спектаклей, которые автор с окраины Парижа написал о своих соседях.
Интересно взглянуть на спектакль из Зимбабве «Кризис плана» — пусть это что-то политическое, но африканского драматического театра мы в глаза не видели.
Македонский спектакль с чудным названием «Твою мать, кто первый начал?» поставил фоменковский ученик Иван Поповски. Ну и конечно, знаменитые «Монологи вагины», которые у нас так и не решились поставить, зато на недавнем чеховском фестивале, куда эту пьесу привозили немцы, все ломились их смотреть. На «Новую драму» медико-психологический сюжет про вагину привозят литовцы.
Среди российских спектаклей по зарубежным пьесам — социальная «Gagarin way» — премьера в Табакерке, «Эвита» из Екатеринбурга (не совсем понятно, почему эта драма — новая), «Потрясенная Татьяна» — набор маленьких пьес грузина Лаши Бугадзе. Еще будут польская пьеса «Губы Мика Джаггера» из Нижнего Новгорода в постановке москвички Елены Невежиной и питерский спектакль «Ближе» по английской пьесе, которую мы уже видели и в британском, и в московском антрепризном варианте (тогда она называлась «www.London.ru»).
Лучшая сцена в этой вполне доброкачественной пьесе – виртуальное соблазнение, когда в чате один мужчина представляет себя перед другим сексапилкой с разнузданным воображением.
Ну и третья программа фестиваля – читки (днем во МХАТе). Здесь есть и день Африки, где читают из ЮАР, Зимбабве и Намибии и показывают разработки документального театра на тему «Африканцы в Москве» (в «Театре.doc» планируют сделать спектакль на этот сюжет). Есть день Европы, день Литвы и Грузии. Но, возможно, самое интересное — день Урала (оттуда традиционно приходит много нового) и день Тольятти (там, говорят, нынче драматургический ренессанс). Любопытны «День соцреализма» (реализм не социалистический, а социальный) и «Историческая пьеса» (их будет две, одна – Ксении Драгунской). Как всегда, в один из дней «Театр.doc» продемонстрирует все свои новые проекты.
Для десяти дней, с 18 по 28 сентября, мне кажется, всего этого более чем достаточно. На работу и в школу уже можно не ходить.