Народу собралось преизрядно, хотя конфликтами в Большом удивить кого-нибудь сложно, да и новостью это, строго говоря, не является: с 5 сентября, когда, собственно, и произошел конфликт, прошла уже добрая неделя. Напомним, что Волочкова отказалась подписать с Большим театром контракт, рассчитанный не на полный год, а лишь до 31 декабря 2003 года. Кроме того, 5 сентября на спектакле «Лебединое озеро», где Волочкова должна была танцевать Одетту/Одилию, эту партию исполнила Анна Антоничева, а Анастасии Волочковой пришлось удовольствоваться ролью зрительницы.
Вроде как обычный конфликт руководства с балериной, которых Большой театр видел вагон. Однако собравшиеся на пресс-конференцию журналисты быстро поняли, что перед нами отнюдь не тривиальная «бытовуха», дело явно пахнет политикой. Во-первых, пресс-релиз сурово убеждал в том, что «на сегодняшней день, несмотря на объявленную Президентом России В. В. Путиным административную реформу, простому гражданину страны очень трудно противостоять чиновничьему беспределу». В доказательство серьезности намерений обильно цитировались выдержки из майского послания президента Федеральному собранию Российской Федерации и его же указа «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах». В этом же убеждало и то, что пресс-конференцию в компании с Волочковой давала и советник по культуре генерального совета партии «Единая Россия» Элеонора Азимова.
Все это убедительно подтвердило, что к словам Волочковой «Я буду защищаться до конца. Здесь есть люди, которые меня поддерживают. Россия становится сильной страной, расправляет крылья, и у нас есть великий президент, которым можно гордиться», сказанным вскоре после инцидента, следовало отнесись со всей серьезностью.
Дальше был пафос. Всех просветили, что «на этой пресс-конференции Анастасия Волочкова попытается противостоять изощренным методам борьбы, используемым администрацией театра». Судя по всему, имелось в виду заявление руководителя пресс-центра Большого театра Екатерины Новиковой о том, что единственный партнер танцовщицы Евгений Иванченко уволился из театра по собственному желанию еще в конце июня и Волочкова осталась без партнера, а значит, и без репертуара. Единственный спектакль, в котором занята балерина, «Лебединое озеро», она не может танцевать ни с какими другими партнерами. Урезанный контракт, по версии руководства театра, объясняется тем, что с 1 января в должности руководителя балета Большого театра Бориса Акимова сменит Алексей Ратманский, который и будет решать судьбу Волочковой.
Искренность оправданий, честно говоря, внушает большие сомнения.
Упорные слухи о чрезмерном весе примы, из-за чего якобы надорвался и попал в больницу Евгений Иванченко, докатились уже до Альбиона, заставив «Гардиан» ехидничать по поводу того, что Волочкова «стала тяжким бременем для Большого в буквальном смысле».
Не составляет большого секрета и то, что любой театр в той или иной степени является гадюшником, а уж Большой-то – тот просто давний и признанный серпентарий. Наверняка личностный конфликт между светской красавицей и руководством Большого театра также имеет место.
Но вот методы в «борьбе с заслуженной артисткой России» что-то смутно напоминают. И, хотя Элеонора Азимова и заявила, что партия не имеет права вмешиваться в творческий процесс Большого театра, от чувства материализации призрака под именем «Телега в Партком» отделаться невозможно.
Не спасают даже уверения советника по культуре в том, что «Единая Россия» поддерживает не «молодую девушку божественной красоты», а «российскую женщину, являющуюся членом нашей партии».
Несколько смущает и упорное отождествление гонимой балерины Большого театра и России как таковой: «Директор театра указывает мне на дверь не только в Большом театре, но и в моей стране». Нет, Анатолий Иксанов вовсе не писал президенту ходатайства о лишении Волочковой гражданства и не требовал ее экстрадиции. Скорее всего, дело в том, что после скандального ухода из Мариинки в конце 90-х, хлопанья дверью в Большом после конфликта с Владимиром Васильевым в 1998 году и нынешних обвинений в «демонстрации чиновничьего разгула» и пророчеств об упадке российского балета в случае ее увольнения возможностей для работы в России у Волочковой остается все меньше и меньше…