За день следователи Генпрокуратуры провели в Тверской области сразу пять обысков: в рабочем кабинете Владимира Платова в здании администрации Твери и, по официальной формулировке, в жилых помещениях, которые занимает губернатор. По словам самого Платова, следователи побывали у него дома в Твери, а также в Бежецке и в Бежецком районе, который он возглавлял в 1992–1995 годах. Сотрудники тверской администрации в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» описали происходившее в кабинете губернатора очень скупо: «Роются там, опечатывают все, бумаги изымают».
В пресс-службе вообще категорически отказались обсуждать обыски: «Для вас это жареные факты, а для нас – большая боль».
Под вечер из Генпрокуратуры пришли объяснения. «Губернатору Владимиру Платову инкриминируется превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия, которые выразились в причинении ущерба бюджету Тверской области в размере 463 млн рублей», — сообщил «Интерфаксу» чиновник из управления информации. По его словам, следователями прокуратуры уже вынесено постановление о привлечении тверского губернатора к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. В четверг же прокуратура собиралась в официальном порядке предъявить губернатору обвинения, однако Платов сказал, что возьмет документы только в присутствии адвоката, с которым он пока связаться не успел.
История с исчезновением из областного бюджета более 400 млн рублей до сих пор была известна только в сбивчивом изложении местной прессы и с подачи самого губернатора и воспринималась больше как интриги его политических противников. Речь идет о некоем облигационном займе, с помощью которого Платов надеялся привлечь в область средства накануне отопительного сезона. Если верить местным газетам, договор сразу принес администрации 110 млн рублей, а потом все деньги и векселя, проданные «некоему банку», куда-то пропали по вине распространителя облигаций – фирмы ООО «Ортодокс». Дело в том, что при заключении договора администрация поверила этой конторе буквально на слово, поскольку у губернатора только что ушел вице-губернатор и появился новый заместитель по финансовым вопросам Александр Котляр, так что проверять, насколько надежны партнеры, никто не стал. Известно, что Котляра уже несколько раз вызывали на допросы.
Сразу после обысков на официальном сайте Тверской области было выложено заявление губернатора Платова с прозрачным намеком на то, что организатором кампании против него является генерал-полковник милиции Игорь Зубов, который в свое время был заместителем Владимира Рушайло на посту министра внутренних дел.
Слухи о намерении Зубова бороться за губернаторское кресло появились еще в мае. Они до сих пор не подтверждены: выборы в Тверской области пройдут в один день с парламентскими 7 декабря, предвыборная кампания стартует с конца сентября и официальная регистрация кандидатов еще не началась. Платов уверен, что именно генерал Зубов натравил на него прокуратуру. «Я знаю, кто выступил заказчиком, кто инициировал все направленные против меня действия правоохранительных органов, — говорится в заявлении губернатора. — Среди этих кандидатов есть бывшие руководители Министерства внутренних дел РФ. Используя свои огромные финансовые, деловые и административные связи, они имеют возможность организовывать подобные провокации».
Впрочем, предвыборная подоплека событий вовсе не очевидна. В Тверской области очень сильны позиции коммунистов, и во втором туре прошлых выборов Платов опередил кандидата КПРФ Владимира Баюнова всего на полпроцента. Так что вряд ли кому-то, кроме компартии, могла быть выгодна такая дискредитация ее главного соперника.