В четверг в Красноярском краевом суде на слушаниях дела об авиакатастрофе вертолета Ми-8, в результате которой погиб губернатор Александр Лебедь, впервые публично была прослушана запись разговоров экипажа и их переговоров с диспетчерами аэропортов. Напомним, в нарушении правила эксплуатации воздушного судна и гибели восьми человек, в том числе и губернатора Лебедя, обвиняются пилоты Алексей Курилович и Тахир Ахмеров.
Переговоры экипажа были расшифрованы с бортовых самописцев и записаны на аудиокассету. Все присутствовавшие в зале заседаний суда, услышали, что пилоты подтвердили готовность к вылету всех систем, диспетчер сообщил о том, что метеопрогноз благоприятный. После входа в зону работы диспетчера Абакана, переговоры продолжались с ним.
Из разговоров экипажа стало понятно, что они знали о существовании линии электропередач. Однако никаких слов посторонних людей не было слышно. Последние слова пилота (даже не слова, а крики), зафиксированные на пленке: «ЛЭП! ЛЭП!»
Возможно, пилоты выходили из кабины и при этом снимали наушники. Поэтому их консультаций с посторонними в кабине не слышно. По крайней мере, по словам потерпевшей — заместителя редактора газеты «Красноярский рабочий» Елены Лопатиной, — во время полета за несколько минут до падения из кабины пилотов кто-то выходил и советовался с Лебедем.
Командир вертолета Тахир Ахмеров в ответ на заявление Лопатиной сообщил: «Никто из членов экипажа к Лебедю во время полета не подходил. Нам не положено по инструкции. Она путает нас с людьми, которые нам показывали местность».
Ахмеров заявил «Газете.Ru»: «...факт присутствия на борту высокопоставленного чиновника оказывает влияние на экипаж. Если губернатор говорит, что надо лететь, то с ним не поспоришь. В конце концов, он всегда может позвонить начальнику аэропорта, чтобы тот приказал пилотам выполнять поставленную задачу, даже если условия полета неблагоприятные. Вот мы летели низко, чтобы показать трассу губернатору. Такие указания нам давали те, кого уже нет в живых. Поэтому зачем называть их имена?»
Пока стороны спорят на тему, «кто гулял по вертолету», суд постепенно отметает остальные возможные причины трагедии. Так, в четверг были зачитаны данные технической экспертизы о качестве топлива из заправочного бака красноярского аэропорта «Черемшанка», где вертолет заправлялся тремя тысячами литров топлива. По заключению экспертов, топливо соответствует стандарту. Также следователь прокуратуры Лариса Горцук зачитала заключение о предполетном медицинском контроле экипажа, согласно которому у всех пилотов 28 апреля 2002 года жалоб на здоровье не было.
Правда, как сообщил государственный обвинитель, на карте, по которой пилоты ориентировались, отсутствуют некоторые географические объекты. Она имеет много неточностей. Поэтому возможно, что летчики ошиблись из-за карты.
Да и с приборами, на основании которых специалисты делали выводы о состоянии вертолета перед падением, не все ладно. По словам летчиков, «от удара могло произойти изменение показателей; одни датчики и после падения показывали правильно, а на других показатели упали до нуля».
По словам адвоката пилота Алексея Куриловича Елены Евменовой, она попросила изменить судью схему работы. И не зачитывать все материалы дела (их 28 томов), а сконцентрироваться на самых важных. Требования адвоката судья Андрей Афанасьев признал обоснованными. Однако, по мнению адвоката, даже при новой системе работы прения сторон начнутся не ранее чем через три месяца. «Все будет зависеть от явки свидетелей и от того, как долго будет длиться их допрос».
Слушания по делу продолжатся в пятницу.