Адвокаты сотрудника службы безопасности компании ЮКОС Алексея Пичугина вновь заявляют о незаконности действий следственных органов. Но теперь не только в отношении их клиента, но и самих защитников.
Как уже писала «Газета.Ru», в среду Мосгорсуд перенес рассмотрение ходатайства Генпрокуратуры о продлении содержания Пичугина под стражей на 1 сентября. Перенес для того, чтобы защитники смогли ознакомиться с документами, в которых следователи доказывают необходимость продления ареста Пичугина. И в четверг утром четыре адвоката Пичугина отправились в Мосгорсуд. Однако спокойно прочитать документы юристам так и не удалось. По их словам, им создали «совершенно невыносимые условия для работы».
Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат Олег Соловьев, сразу по прибытии в здание Мосгорсуда защитникам
объявили, что всем одновременно знакомиться с материалами дела им не разрешают. На ознакомление отправился только сам Соловьев, которого впустили в кабинет, сообщив о запрете использования любых технических средств, в том числе мобильных телефонов, диктофонов и цифровых фотоаппаратов. Также ему не позволили воспользоваться ручкой и бумагой. «Материалы дела разрешили только читать», — сообщил адвокат, добавив, что изымать техсредства работники суда у него не стали. Но приставили двух сотрудниц канцелярии, которые в течение двух часов следили за защитником.
Адвокаты уже подали жалобу на действия сотрудников суда на имя главы Мосгорсуда и потребовали позволить им нормально изучить материалы дела в соответствии с 51 статьей УПК. По словам Соловьева, такого «ознакомления» в его практике еще не было. Тем более что «особенной тайны следствия в документах не наблюдалось».
Накануне, заявили адвокаты, следствие превратило в допрос психиатрическую экспертизу Алексея Пичугина.
В четверг стало известно, что два дня назад, 26 августа, под предлогом проведения психиатрической экспертизы Алексей Пичугин был этапирован в Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского. Со слов самого Пичугина, в институте Сербского его не осматривали и не спрашивали о самочувствии. Действия присутствовавших людей скорее были похожи на допрос с пристрастием. До того как повезти сотрудника компании ЮКОС в институт, ему отказали в еде и не давали пить. По словам Пичугина, при проведении экспертизы присутствовали как врачи, так и третьи лица, очевидно, представители следственной группы Генеральной прокуратуры. Наряду с вопросами относительно якобы совершенных им преступлений Пичугина спрашивали о событиях 14 июля, когда к нему были применены психотропные и наркотические вещества.
О том, что Пичугина направляют на психиатрическую экспертизу, адвокатам не сообщили.
Разговоры о том, что он будет направлен в Сербского, разумеется, шли, но о точной дате проведения экспертизы никто не поставил защитников в известность. Поэтому адвокаты при ее проведении отсутствовали, несмотря на многократные заявления о недопустимости проведения следственных действий в отсутствие представителей защиты.
Кроме того, как сказал один из адвокатов Пичугина Георгий Каганер, «исходя из адвокатской практики вопросы врачей к подзащитному относительно сути предъявляемых ему обвинений не имеют никакого отношения к психиатрической экспертизе. Основная задача судебно-психиатрической экспертизы состоит исключительно в установлении душевного здоровья человека».
Экспертиза-допрос продолжалась около часа. По мнению защитников, следователи по делу Пичугина решили прибегнуть к этому средству – психологическому давлению, после того как поняли, что использование психотропных и наркотических препаратов не принесло результатов. Со слов адвокатов, состояние здоровья Алексея Пичугина из-за психической подавленности сейчас внушает серьезные опасения. По их мнению, в отношении Пичугина вновь продолжается практика незаконных следственных действий, целью которых является его самооговор. Адвокаты уже распространили обращение к мировой общественности с просьбой «всеми возможными методами оказать содействие в прекращении вакханалии беззакония» в отношении Алексея Пичугина.
Прокомментировать эту ситуацию в Генпрокуратуре отказались.
Во время телефонного разговора с корреспондентом «Газеты.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры заявили: «Мы не собираемся реагировать на каждый чих адвокатов. Если следователи, ведущие дело Пичугина, сочтут нужным информировать общественность о какой-либо ситуации, связанной с этим делом, мы поставим вас в известность. А сейчас мы не видим необходимости давать какие-либо комментарии».
Пресс-секретарь Центра имени Сербского Анна Серикова сообщила «Газете.Ru», что не может официально сообщить, проводилась ли экспертиза в отношении Пичугина, потому что у нее «нет его разрешения на разглашение такой информации». И пояснила, что следователь прокуратуры, ведущий дело человека, в отношении которого проводится судебно-психиатрическая экспертиза, имеет право присутствовать при ее проведении (но это должно быть согласовано с экспертным советом).
Впрочем, Серикова подтвердила мнение защиты о том, что следователь не имеет права задавать вопросы, потому что это может повлиять на результаты экспертизы.
В связи с этим адвокаты Пичугина намерены подать жалобу на действия сотрудников Генпрокуратуры в отношении их подзащитного, которые, по их мнению, нарушают уголовно-процессуальный кодекс.