Раньше других завершить процесс объединения может Авиационная холдинговая компания (АХК) «Сухой», создаваемая на базе существующего ныне одноименного авиационного военного-промышленного комплекса (АВПК «Сухой»).
Как заявил сегодня гендиректор АВПК Михаил Погосян, АХК «Сухой», 100% акций которой будут принадлежать государству, должна быть зарегистрирована уже в октябре-декабре: «Мы сегодня находимся на этапе завершения формирования холдинговой компании «Сухой». В настоящее время все документы находятся в правительстве. До конца этого года работа по созданию холдинга завершится».
Основой холдинговой компании с оборотом свыше $1 млрд в год, как ожидается, станут разработчики «сушек» ОКБ им. Сухого и серийные заводы, где эти самолеты и производятся — ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина» (КнААПО) и ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова» (НАПО). Кроме того, в холдинг должен войти и «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева» (ТАНТК), разработчик самолетов-амфибий, в том числе «Бе-200».
Что же касается научно-производственной корпорации «Иркут», также включенной в 1998 году в состав АВПК «Сухой», то с ней, по словам Михаила Погосяна, уже в ближайшее время планируется заключить отдельное соглашение. «Интеграция в единую компанию — это длительный процесс, и на этом этапе правильно будет подписать соглашение, в котором оговорить все условия сотрудничества», — отметил гендиректор АВПК. В настоящее время АВПК «Сухой» является одним из акционеров «Иркута», а на входящем в состав корпорации Иркутском авиационном промышленном объединении производятся различные модификации самолетов Су-27 и Су-30. При этом именно ИАПО является базовым предприятием, обслуживающим экспортные поставки этих самолетов в Индию и Китай.
Приоритетом для руководства самой корпорации «Иркут», судя по сегодняшним заявлениям, является не «материнский» АВПК «Сухой», а другое объединение.
Сегодня же на МАКСе о заключении союза объявили президент НПК «Иркут» Алексей Федоров и президент ОКБ имени Яковлева Олег Демченко. «Название этого холдинга пока не известно, но мы официально объявляем об объединении», — подчеркнул Демченко. Таким образом, к ТАНТК и ОКБ «Русская авионика», уже имеющимся в составе НПК «Иркут», присоединяется еще одно мощное конструкторское бюро, союз с которым, по всей видимости, позволит корпорации развернуть производство учебно-боевых самолетов Як-130, начало поставок которого для нужд ВВС России и на экспорт запланировано на 2005 год.
Во всяком случае главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов обнадежил производителей: «Нет необходимости тратить средства на модернизацию чешского самолета Л-39, поскольку ВВС должны получить новый учебно-боевой самолет Як-130 российского производства... Конкурс (на лучший учебно-боевой самолет для ВВС РФ. — «Газета.Ru») выиграл Як-130, и мы будем работать в основном по этому самолету...».
Процесс консолидации затронул не только производителей военной техники, но и авиастроителей «в штатском». Правда, работа по объединению будет проходить несколько меньшими темпами.
Как заявил сегодня гендиректор ОАО «Туполев» Игорь Шевчук, полностью завершить создание холдинга «Туполев», в состав которого войдут КБ имени Туполева, Ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП», Казанское авиационно-производственное объединение им. Горбунова и Таганрогский авиационный завод, планируется до конца 2004 года. Шевчук отметил, что представители объединяющихся предприятий вчера подписали соглашение, которое позволит ускорить создание холдинга, управлять которым будет ОАО «Туполев».
«Кроме того, мы будем и дальше осуществлять тесные договорные производственные отношения с РСК «МиГ» и с киевским авиастроительным заводом «Авиант» (Украина)», — уточнил Игорь Шевчук, отметив, что все эти предприятия будут задействованы в производстве новой авиатехники и модернизации туполевских самолетов.
Как надеется Шевчук, к 2006–2007 годам самолеты под маркой «Ту» будут выполнять до 90% всех авиаперевозок в России. Трудно сказать что-то определенное насчет именно 90%, но первые успехи у Шевчука есть — прибывший на МАКС из Ульяновска Ту-204-300 (компактная версия Ту-204) произвел большое впечатление на представителей «Трансаэро». Компания, до сих пор эксплуатировавшая исключительно «Боинги», согласилась взять в лизинг сразу десять таких машин. Первые четыре самолета будут переданы заказчику уже в 2005 году, остальные – в 2007 году.
Государство также объявило о некоторых подарках авиации и космонавтике. Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что государство прогарантирует военные риски на $1 млрд, а в проекте бюджета на 2004 год ассигнования на развитие авиакосмической промышленности и исследования космоса увеличены сразу на 5 млрд руб. По словам главы «Росавиакосмоса» Юрия Коптева, деньги пойдут в первую очередь на строительство и запуск шести новых спутников. Но и авиастроители без заказов не останутся. К примеру, Борис Грызлов заявил, что МВД может заказать для своих нужд партию вертолетов Ка-226.
Тем временем на авиасалоне произошел первый инцидент: порывом ветра аэростат бросило на Су-27, в результате чего двое находившихся в корзине воздухоплавателей получили ранения.
«Газета.Ru» наблюдает за происходящим на МАКСе.