В среду адвокаты родственников погибших в катастрофе Ту-154, сбитого над Черным морем в октябре 2001 года во время учений украинских ПВО, заявили, что у них появились новые доказательства виновности военных Украины. И теперь у истцов повышаются шансы добиться через суд выплаты компенсаций. Как сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» представитель юридической фирмы «Атлант», представляющей интересы истцов в Печерском суде, Виталий Вакуленко, к материалам исков против минобороны Украины вскоре будет приложена первая видеозапись с места трагедии.
Примерно часовая запись была сделана с борта вертолета сотрудницей пресс-службы отряда МЧС города Сочи. Спасатели первыми оказались на месте падения самолета в Черное море. По словам Вакуленко, на пленке отчетливо видны обломки как самого лайнера, так и сбившей его ракеты. Поэтому пленка «существенно поможет» доказать вину украинских военных в суде и, соответственно, выиграть иски пострадавших, требующих компенсации за смерть родственников.
Юристы получили видеозапись по дипломатическим каналам. Около месяца назад адвокаты, по их словам, «вспомнили о существовании пленки МЧС России» и подумали, что запись убедит судью. Они обратились за помощью к посольству России на Украине. Дипломаты, в свою очередь, запросили запись у российского Министерства по чрезвычайным ситуациям. Специалисты фирмы «Атлант» изучали ее в течение двух последних недель.
Пока видеозапись не приобщена к делу, это будет сделано в ближайшее время. Сейчас в рассмотрении исков в Печерском суде Киева наступил перерыв. Напомним, что с правительством, Минобороны и госказначейством Украины за получение компенсации судится Ирина Левчугова, вдова второго пилота Бориса Левчугова, отдельный иск подала вдова бортинженера Ту-154 Ирина Лаптева, и еще один иск объединил требования родственников десяти пассажиров и трех членов экипажа.
Если суд удовлетворит ходатайство о приобщении пленки к матералам защиты, то запись в качестве доказательства появится во всех трех делах. «Мы собираемся организовать просмотр на одном из судебных заседаний», — заявили адвокаты, добавив, что произойдет это, скорее всего, уже в октябре.
Адвокаты хотят, чтобы представители ответчика сначала пояснили суду, по каким причинам они не хотят признавать себя виновными.
Как пояснил Вакуленко, все три процесса находятся на примерно одной стадии. 18 августа на заседании по общему иску родственников членов экипажа Ту-154 объяснять причины того, почему кабинет министров Украины не берет на себя ответственность за трагедию, будет Андрей Козлов. Затем 26 сентября, на рассмотрении иска Лаптевой, пояснения будут давать другие представители кабинета министров. Пока же минобороны Украины отказывается от комментариев по поводу нового доказательства со стороны истцов.
Впрочем, от вины за гибель пассажиров Ту-154 украинские военные отказываются только в суде, где родственники борются за право на значительные компенсации(сумма исков, выдвинутых пострадавшими, составляет в среднем по $500 тыс. за погибшего). Как уже рассказывала «Газета.Ru», примерно три недели назад Украина на пятом раунде украинско-российских экспертных переговоров согласилась «повысить ставки» и выплатить за каждого погибшего россиянина не по $30 тыс., а по $100 тыс. Как объяснили в российском МИДе, предложение украинской стороны не является инициативой Киева. Оно было сформулировано на прошедших переговорах российской стороной. Изначально сумма выплат держалась в секрете от общественности. Как пояснял замруководителя пресс-службы МИД Украины, это было сделано по согласованию сторон. Новый же размер компенсации был определен с учетом результатов встречи госсекретаря по вопросам европейской интеграции МИД Украины Александра Чалого с родственниками жертв.
Примерно такую же компенсацию Украина хочет предоставить родственникам израильских граждан, ставших жертвами катастрофы, но вслед за ними российские пострадавшие считают предложение украинских властей «неприемлемым». «Сумма все равно не соотвествует требованиям, выдвинутым родственниками в суде, — заявил Виталий Вакуленко. — Нас это совершенно не устраивает».
Впрочем, если пострадавшим не удастся доказать свою правоту в суде, им придется рассчитывать на сумму, определенную властями России и Украины в ходе переговоров.
Окончательное решение, сколько платить за жизни погибших пассажиров и членов экипажа, как ожидается, будут вынесено в октябре к годовщине трагедии.
Напомним, что катастрофа самолета Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь» произошла над Черным морем 4 октября 2001 года. Лайнер был сбит ракетой, выпущенной в ходе военных учений сил ПВО Украины. Все 12 членов экипажа и 66 пассажиров (граждане России и Израиля), находившиеся на борту, погибли.