Город, где в августе открывают «Окно в Европу», город на границе России и Финляндии, просто Выборг. Когда-то отстроенный финнами для денег и удовольствий, сегодня обшарпанный памятник ушедших царской и советской властей. Классические образцы финского модерна поросли отечественными шанхайками. На одной площади кажется — ты в Барселоне, на другой — в Ясенево. Получается тоже, как ни крути, город контрастов.
В этом году у рыночной площади строят новую гостиницу. По внешнему виду точь-в-точь как центр на Садовом у Краснопресненской высотки. Директор выборгского кинофестиваля Армен Медведев сказал, что собирается построить здесь также парочку современных кинотеатров. Лас-Вегас для финнов. Ничего удивительного, голодный до культуры народ за два дня раскупает билеты на все фестивальное. «Бумер» особенно популярен. Его сразу решили показать еще раз. И «Прогулку» Алексея Учителя тоже.
Больше здесь никто ничего не повторяет, поэтому, надо думать, «Прогулка» и «Бумер» пустыми отсюда не уедут. Тем более что Петр Буслов — выпускник мастерской Абдрашитова, который сейчас не просто жюри, а председатель этого жюри.
11-й фестиваль стартовал вместе с 600-летием города. Оркестр на перроне, толпы гуляющих, торжественная киноманифестация — проход приглашенных гостей от гостиницы «Дружба» до главного (и по сути единственного) кинотеатра Выборга «Палас». «Палас» — не «Палас», но в общем терпимо. В этом году даже кондиционер поставили, хотя сейчас он как раз не нужен. В Выборге холодно, ветрено и дождь.
Игровой конкурс самого уютного и самого полного смотра отечественного кино («Кинотавр» слишком модный, «Киношок» слишком поздний, ММКФ слишком международный, остальных никто толком не помнит) в этом году составили «Коктебель» Хлебникова--Попогребского, «Casus Belli» Угольникова, «А поутру они проснулись» Никоненко, «Бумер» Буслова, «Похитители книг» Рыбакова, «Прогулка» Алексея Учителя, «Трио» Прошкина и др. Конкурс заведомо сильный и заведомо слабый. «Похитителей книг» не поставишь рядом с «Прогулкой», а «Бумер» рядом с «Янтарными крыльями» Разенкова – эту свеженькую проголливудскую мелодраму с Балуевым, Скобцевой и ее дочерью в главных ролях показали вчера. Одни только рекламные кадры и рождественский саундтрек Мишеля Леграна цветную пленку фильмом не делают.
Не порадовала и экранизация незаконченной пьесы Шукшина «А поутру они проснулись», поставленная актером Никоненко. Ни Стычкин, ни Гармаш, ни Абдулов, ни сам Никоненко в кадре положения не спасали.
Присутствие в кинотеатре вполне оправдал короткий ролик-представление нового фильма Ренаты Литвиновой «Богиня».
На экране Литвинова начала с того, что актеры — не совсем люди, Ксения Качалина сказала, что Суханов похож на Эсмеральду, а сам Максим Суханов с ней согласился. Виктор Сухоруков следом подтвердил, что фильм «Богиня» — про любовь.
Картину пообещали выпустить 3 марта 2004 года. Кто-то рядом сказал, что, мол, снова у Литвиновой кино к 8 Марта. Женский день, женские порядки, матриархат. Сама богиня прилетела в Выборг на пару часов, приняла цветы, поздравления и фотокамеры как должное и улетела. Не обещала вернуться. В это время в баре гостиницы «Дружба» упал плакат фильма «Богиня», отклеился левым углом и жалобно завернулся к полу.
Между тем на виду у всех гулял актер Евгений Стычкин, приехал неожиданно тихий Константин Мурзенко, парочка актеров из «Бумера», режиссер Петр Буслов и коллеги по фильму «Коктебель» Хлебников и Попогребский. Есть Лидия Федосеева-Шукшина (очевидно, чтобы поддержать фильм Никоненко), актриса Людмила Зайцева, поразительная большим черным бантом, актер-режиссер Сергей Никоненко, поразительно не высыпающийся по утрам.
На завтра ждем спецсобытия: показа только что законченного Петром Тодоровским «В созвездии Быка».