Примерно в 11.00 к комплексу зданий на Загородном шоссе подъехали две черные «Волги» с представителями Генпрокуратуры и ФСБ, а также микроавтобус с группой силовой поддержки. Дав команду охране комплекса никого не впускать и не выпускать, представители правоохранительных органов проследовали в главное здание. Позже следователи даже повесили на входную дверь на территорию комплекса привезенный с собой замок.
Следственную группу, как вскоре выяснилось, интересовала не сама компания «Сибинтек», а помещения, которые ранее занимала компания «Апатит-Трейд».
Формально следственные действия проводились в рамках дела председателя совета директоров МФО «Менатеп» Платона Лебедева, который, как известно, все еще находится под стражей по обвинению в хищении акций ОАО «Апатит».
Сейчас эти помещения арендует ЗАО «ЮКОС-Москва», что в принципе позволяло предположить, что никакой документации по «Апатит-Трейду» здесь нет. Тем не менее следователи принялись проводить обыск в присущем им грубом стиле.
Адвокат Рашид Янгулов («Резник, Гагарин и партнеры»), представляющий по доверенности интересы «ЮКОС-Москва», не был допущен к проведению следственных действий без объяснения причин.
Адвоката силой вывели из помещения «ЮКОС-Москва».
Причем постановление об обыске следователь Насибуллина первоначально предъявила не самому Янгулову — профессиональному юристу, а помощнице руководителя «ЮКОС-Москва» Анне Маслянко. Насибуллина предложила Маслянко подписать постановление, та отказалась. Тогда следователь пригрозила, что на девушку будут надеты наручники. После получения категорического отказа были вызваны понятые.
Следователи показали адвокату Янгулову текст постановления о проведении обыска в помещениях, принадлежавших ранее «Апатит-Трейд» (в частности, на складе), только после удаления адвоката из помещения ЮКОСа. При этом самому адвокату была вручена подписанная следователем Федосовым повестка с предписанием явиться в Генпрокуратуру 8 августа к 10.00 в качестве свидетеля.
Как полагает сам Рашид Янгулов, это «сознательная позиция Генпрокуратуры – отстранение профессиональных адвокатов от участия в следственных действиях».
К проведению следственных действий также не были допущены представители самой компании «Сибинтек».
Протоколы обыска
ПРОТОКОЛ №1
(орфография и пунктуация оригинала сохраняются)...День в Басманном суде
Назначенное на 10.30 заседание, в ходе которого планировалось рассмотреть сразу четыре жалобы на действия следователей Генпрокуратуры, началось сегодня в Басманном суде с большим опозданием...Реакция на обыск
Заместитель председателя фракции «Яблоко» Сергей Митрохин:
На мой взгляд, эти уголовные дела не имеют перспективы...Компания «Сибинтек», учрежденная ЮКОСом в 1999 году, – одна из крупнейших на российском рынке информационных технологий. Московский офис компании расположен в «Интерграде» — принадлежащем «Сибинтеку» комплексе зданий на Загородном шоссе. Помимо самого «Сибинтека» в комплексе арендуют помещения ряд независимых компаний и организаций.
Шансов на то, что такая жалоба будет удовлетворена, по словам самих адвокатов, немного. Как раз сегодня Басманный суд отказал в удовлетворении жалобы ЗАО «М-Реестр» — компании-реестродержателя, которая пострадала от подобного обыска еще 4 июля. Однако в ЮКОСе не намерены отказываться от борьбы. Поступить иначе означало бы признать легитимность действий Генпрокуратуры, в то время как в ЮКОСе убеждены, что прокуроры действуют вне рамок правового поля.
По словам Дмитрия Гололобова, полный список нарушений, допущенных в ходе сегодняшнего обыска, будет подготовлен несколько позже. Самое заметное из них — то, что обыск проводился в отсутствие официального представителя самой обыскиваемой организации («ЮКОС-Москва»).
Действия следователей в отношении адвоката Рашида Янгулова, убежден Дмитрий Гололобов, наверняка получат негативную оценку всего адвокатского сообщества.
Вообще, Генпрокуратура, которая, как выразился Гололобов, занималась «непонятно чем» под прикрытием группы силовой поддержки и при этом не обращала внимания на готовность официальных представителей компании «все показать и рассказать», может далеко зайти.
А объясняется все это тем, что следователи приходили, как считает Дмитрий Гололобов, не c целью найти документы по делу «Апатита», а «показать вседозволенность и оказать психологическое давление на компанию».
Обыски между тем не внесли коррективов в работу ЮКОСа. Так, сегодня поступило еще одно подтверждение, что слияние с «Сибнефтью» идет по графику. Рынок настолько благожелательно воспринял эти новости, что акции ЮКОСа, несмотря на все действия Генпрокуратуры, выросли сегодня на полпроцента.