Расследование убийства депутата Госдумы и сопредседателя партии «Либеральная Россия» почти закончено. «Дело об убийстве депутата Юшенкова находится на завершающей стадии. В ближайшее время обвиняемые приступят к ознакомлению с материалами дела, а после завершения этого дело будет направлено в суд», — сообщила в понедельник официальный представитель Генпрокуратуры Наталья Вишнякова.
На предполагаемых убийц Юшенкова и их сообщников следствие выходило по очереди. В середине июля в Сыктывкаре арестовали возможных исполнителей – 30-летнего Кулачинского и 34-летнего Киселева, обвиненных по статье «Убийство по найму». По всей видимости, именно они навели следователей на Михаила Коданева, которого Борис Березовский назначил главой исполкома своего крыла «Либеральной России», и его помощника Александра Винника. Об их аресте 26 июня объявил Борис Грызлов и дал понять, что именно Коданев и Винник «заказали» Юшенкова. Еще двое жителей Республики Коми – Владимир Пальков и Антон Дрозд – были задержаны 9 июля как сообщники убийц. Как утверждало следствие, «обвиняемые помогали непосредственным исполнителям этого убийства, – их функция заключалась в помощи с транспортом, наружным наблюдением и по другим техническим вопросам».
О том, что удалось выяснить следствию, Генпрокуратура пока рассказала крайне мало, равно как и не дала ответа на главный вопрос – зачем Коданеву нужно было убивать Юшенкова.
«Речь идет о внутрипартийных и финансовых разборках», — туманно пояснила сегодня госпожа Вишнякова. Однако Коданева и Юшенкова не связывали ни «Либеральная Россия», ни деньги. Дело в том, что раскол в партии произошел задолго до убийства, после чего крылья Юшенкова и Похмелкина стали существовать самостоятельно, без финансовой помощи со стороны Бориса Березовского. Правда, незадолго до смерти Юшенков ездил в Лондон к опальному олигарху договариваться о спонсорстве предвыборной программы «Мой кандидат». Когда об этой встрече спрашивали Березовского, он говорил, что разговор шел и об объединении партии, однако, по версии соратника Юшенкова Виктора Похмелкина, депутату было сделано предложение воссоединиться, которое он отверг.
С вопросом о возможных причинах убийства «Газета.Ru» обратилась к сыну Юшенкова Алексею, а также господам Похмелкину и Березовскому.
— Со мной генеральная прокуратура не делилась данными о том, какие у них есть доказательства, — сказал Алексей Юшенков. — Поэтому я буду ждать суда. Я слышал только неофициальные версии.
— Вы верите в то, что Коданев организовал убийство?
— Такой вариант возможен, если речь шла о том, что, как я читал, отец съездил к Березовскому в Лондон, и Березовский всем стал налево-направо говорить об объединении партии. И Коданев испугался, что после объединения его пошлют и он останется без финансов и без чего-то еще. Но непонятно, достаточно ли этого для того, чтобы организовать убийство.
— Со стороны эта версия о Коданеве выглядит больше как попытка свалить все на Березовского. У вас нет такого ощущения?
— Нет, я не думаю, что каким-либо образом Березовский в этом замешан. Если идет речь неоспредственно о том, что Коданев испугался, что останется без средств и без будущего, то все наоборот, судя по той информации, которую я имею. Березовский его только подтолкнул к тому, что он останется без всего. То есть Березовский вряд ли сам в этом замешан и желал того, что произошло.
В отличие от Алексея Юшенкова Виктор Похмелкин знаком с материалами дела, однако в беседе с «Газетой.Ru» он сослался на тайну следствия и отказался вдаваться в детали. Работу следователей депутат оценил очень высоко, заметив, что «работали люди неангажированные». «Есть прямые доказательства причастности к этому убийству всех шестерых арестованных. Известно, кто стрелял, известно, кто содействовал, известно, кто организовал, известно, кто заказывал. Может, не все заказчики известны, но один – это точно», — сказал он. После знакомства с делом у Похмелкина сложилась такая версия.
— Березовский захотел забрать партию у нас назад после того, как мы его оттуда выгнали. Он нанял группу людей во главе с Коданевым, для того чтобы перехватить у нас партию, и финансировал их за это. Убийство Юшенкова облегчало им задачу и, следовательно, стимулировало все новые и новые финансовые инъекции.
Нам эти деньги были не нужны. Мы их не получали. Но они их получали за борьбу с нами. Поэтому естественно, что Березовский будет говорить, что Коданев не имел отношения к деньгам.
Одной из версий всегда была причастность к этому Березовского. Я и сам ее выдвигал, и не только я. Просто главный человек, которому Сергей Николаевич Юшенков мешал, это был Березовский, а также его приспешники. Но теперь я думаю, у Коданева был личный мотив. Могло быть и так, что он не получал никаких команд и организовал все по собственной инициативе. Я говорю все в гипотетическом плане, потому что я говорю о версиях и обвинении, которое должно быть проверено и подтверждено в суде. Дело в том, что Коданев претендовал на лидерство в партии и финансы. Понятно, что это было невозможно, коль скоро партия находится в других руках. В этом смысле Юшенков был одним из тех людей, которые мешали Коданеву занять это пост. Отсюда и мотивация.
Сам Березовский заявил «Газете.Ru», что убийство Юшенкова было выгодно властям. Он на свои деньги нанял арестованным Коданеву и Виннику именитых адвокатов: первого будет защищать Генри Резник, второго – Семен Ария.
— Разыгрывается абсолютно стандартная гэбэшная история, когда сами убивают, а потом пытаются перевести стрелки на своих оппонентов. Они сами убили Юшенкова, а теперь пытаются еще это дело повесить на сопредседателя партии «Либеральная Россия». Мотивация – это действительно главный вопрос. Зачем Коданеву нужно было убивать Юшенкова? Насколько мне известно, сегодня у следствия есть две версии. Первая – это то, что он был заинтересован в финансах. Мы это уже не раз проходили – с Головлевым (сопредседатель «Либеральной России», убитый 21 августа прошлого года. – «Газета.Ru) проходили, с Юшенковым проходим. Хочу сказать, что Коданев не имел никакого отношения к финансам вообще. И более того, я абсолютно четко заявлял, кто имеет отношение к финансам.
— А какие полномочия были у него на посту председателя исполкома?
— Вся исполнительная власть, кроме распоряжения финансами. И понятно почему: я его знал не настолько хорошо, чтобы понимать, насколько рационально он расходует средства. Поэтому распоряжение финансами – это была прерогатива исполкома партии и конкретных людей внутри исполкома, которых я давно и хорошо знаю. Вторая версия в том, что Коданеву не понравилось, что мы договорились с Юшенковым во время его приезда в Лондон, и он боялся потерять свои позиции. Но это как-то совсем несуразно выглядит постольку, поскольку в этом случае, если Коданев такой дьявол, он прежде всего должен был расправиться с Похмелкиным, а не с Юшенковым. Потому что Коданев не мог не понимать, что, если он расправится с Юшенковым, возникнет Похмелкин, что, собственно, и произошло. Поэтому никакой логичной версии убийства Юшенкова следствие не представило.
— А Коданев и Юшенков хорошо были знакомы друг с другом?
— Насколько мне известно, Коданев видел Юшенкова три раза. Они точно были очень мало знакомы.