Дни каталонской культуры назвали «Золотой иглой» по произведению Монсеррат Роч, посвященному России. Каталонцы — гордая нация, требуют, чтобы их не смешивали со всей Испанией, а чтили их культурные достижения отдельно. Причем этими достижениями могут стать довольно неожиданные вещи, как, например, «Команданте» — документальный фильм Оливера Стоуна о Фиделе Кастро. Причем тут Каталония? Оказывается, имелось каталонское соучастие (вместе с Америкой) в продюсировании фильма. Что ж, пусть так. Главное, что в Москву попало кино, ставшее сенсаций берлинского фестиваля зимой и причиной телевизионного скандала в Америке весной («Команданте» — отказали в телепрокате на HBO). Стоун, убежденный американский патриот, отправился на остров Свободы, чтобы спровоцировать на откровенность тирана и деспота. А вернулся оттуда его искренним поклонником. Родина режиссера не поняла, зато Европа оценила. Говорят, продолжительные пикировки Стоуна и Кастро захватывают не хуже перестрелок в «Прирожденных убийцах». Так что это безусловный хит «Золотой иглы». И что характерно, «Команданте» — единственный фильм, на который будут продаваться билеты.
Стоит, видимо, особо заметить, хитом стало кино документальное и напомнить, что «Команданте» обещали показать на только что завершившемся ММКФ. А на нем, между прочим, в пятерку самых ярких событий фестиваля вошел еще один документальный фильм «Боулинг для Коломбайна». Значит ли это, что документальное кино выходит на большой экран? Кто его знает. Но вот составители каталонской программы в список фильмов включили еще одну занимательную документальную ленту «Краван против Кравана», которой фестиваль и открылся. История скитаний душевных и географических поэта, боксера, авантюриста и хулигана Артюра Кравана потянула бы на круто замешанную драму или жесткий роуд-муви. Его называют предтечей сюрреалистов, дадаистов, рэди-мэйда и поп-арта. В первое десятилетие 20 века он катался по Европе, устраивая скандалы, сочиняя на ходу стихи и собственную биографию.
Но не одна биография поэта-хулигана – безусловная ценность этого фильма. Отдельное и немалое удовольствие – сочинения мэтра Паскаля Комелада, великого повелителя игрушечных инструментов. Поклонников Тирсена следует тащить на фильм за уши, чтобы знали, откуда они растут у их любимого композитора.
На фоне трех гигантов, Кастро, Стоуна и Кравана, персонажи игрового кино несколько бледнеют. Но и тут есть чем полакомиться. «Часы дня» — повесть о простом гражданине, склонном к убийству, срежиссирована Хайме Росалесом. Росалес обыгрывает обыденное и ужасное так, что его работу отметило в этом году жюри ФИПРЕССИ на «двухнедельнике режиссеров». Рекомендация, кажется, достаточная. Вентура Понс, автор «Пищи любви», вроде бы и не должен нуждаться в рекомендациях. Каталонцы ставят его в один ряд с Бигасом Луной и Венсентом Арандой, то есть классика. Живой классик делает актуальное искусство – «Пища любви», питающая страсть юного студента и прославленного пианиста, побывала чуть ли не на всех кинофестивалях геев и лесбиянок.
Сложно будет найти в «Часах дня» и «Пище любви» что-то специфически каталонское. Все они для нас испанцы, мелодраматичные и отчаянные, и не о чем тут говорить.
Расписание сеансов:
МДМ (Москва)
2 июля, 20.00 — «Часы дня»
3 июля, 19.30 – «Ты вернешься»
3 июля, 21.30 — «Команданте»
4 июля, 19.00 – «Пища любви»
4 июля, 21.10 – «С пустыми руками»
Дом кино (Питер)
24 июня, 16.00 – «Команданте»
24 июня, 18.00 – «Часы дня»