Введение моратория обсуждалось палестинскими группировками почти две недели. Их основным условием было прекращение со стороны Израиля охоты на лидеров ХАМАС, «Исламского джихада» (организация запрещена в России) и «Бригады мучеников Аль-Аксы». После некоторых колебаний правительство Ариэля Шарона дало такие гарантии. Однако их оказалось недостаточно – из-за внутренних противоречий соглашение о прекращении огня со стороны палестинцев было достигнуто только в ночь на субботу.
В ближайшие часы о нем официально будет объявлено одновременно в Рамаллахе, секторе Газа и Каире, где как раз и шли основные переговоры между палестинцами.
Формальными участниками соглашения являются три организации – ФАТХ, ХАМАС и «Исламский джихад». Они договорились с главой правительства ПНА Абу Мазеном о прекращении сроком на три месяца всех вооруженных акций против израильтян. Как гражданских лиц, так и военных. Взамен, как сказано в соглашении (его текст стал известен газете «Гаарец»), палестинцы потребовали от Израиля прекращения армейских операций на территориях Западного берега реки Иордан и в секторе Газа, снятия режима «жесткой изоляции» с палестинских городов и освобождение из израильских тюрем палестинских заключенных, арестованных за причастность к террористической деятельности. Последний пункт является очевидно невыполнимым, так как Израиль никогда на него не согласится. Однако его выполнение, судя по всему, и не является обязательным – тем самым лидеры ХАМАС и «Исламского джихада», с одной стороны, как бы сохранили лицо перед своими рядовыми боевиками, а с другой, оставили себе путь для отступления в случае, если соглашение по каким-то причинам будет сорвано или лидеры этих организаций окажутся не в состоянии контролировать уже подготовленных камикадзе.
О том, что решение объявить так называемую «удну» (временное прекращение огня) может не найти понимания среди рядовых боевиков, свидетельствует выступление духовного лидера ХАМАС шейха Ахмеда Ясина в Газе.
Он заявил, что решение о перемирии было принято после долгих переговоров и оно отвечает интересам ХАМАС в настоящий момент времени. При этом вдаваться в подробности Ясин не стал.
В самом Израиле решение палестинских группировок воспринимается без особого энтузиазма. Значительная часть политиков, депутатов кнессета не верят в то, что перемирие продлится сколько-нибудь долго, и заявляют о целесообразности продолжить разгром палестинских радикалов, прежде всего той же ХАМАС, поскольку удна даст им возможность перегруппировать силы и подготовиться к новому этапу террористической войны против Израиля.
Впрочем, особого выбора у израильтян на самом деле нет – продолжение войны не сулит ничего, кроме новых терактов и жертв среди мирного населения. Кроме того, демонстрация неспособности или нежелания идти на компромиссы с палестинцами со стороны израильского правительства может привести к тому, что международное сообщество действительно примет решение о введении в регион миротворческого контингента (такие предложения регулярно раздаются как со стороны генсека ООН, так и ряда европейских политиков). А такой поворот событий совсем не в интересах Израиля, так как в этом случае совсем не очевидно, каким в итоге окажется решение судьбы палестинских беженцев, которых Израиль не собирается пускать на свои территории.
В общем, перемирие с «Исламским джихадом» — это пусть и не очень красивое со стороны решение, но оно дает Израилю шанс прекратить войну своими силами, без активного вмешательства третьих лиц.
Что касается ответных действий правительства Шарона, то в соответствии с тем соглашением, которого достигли израильский генерал-майор Амос Гилад и палестинский министр по вопросам внутренней безопасности Мухаммед Дахлан, вывод израильских армейских подразделений из Газы начнется утром в понедельник. Он будет происходить под наблюдением группы американских инспекторов, официально прибывших на Ближний Восток для контроля за выполнением плана израильско-палестинского урегулирования «Дорожная карта». При этом израильтяне также оговорили свои особые условия действия этого соглашения – они оставили за собой право в любой момент возобновить антитеррористические операции в Газе, если берущим на себя контроль за ситуацией в этом районе палестинским полицейским не удастся положить конец не прекращающимся минометным обстрелам еврейских поселений.
Договориться о выводе израильских войск из Вифлеема сторонам пока не удалось, но переговоры на этот счет будут продолжены в ближайшие часы.