Приличные люди ходят на концерты в Международный дом музыки и Государственный Кремлевский дворец, они слушают классиков эстрады и поп-академиков, водят на концерты жен и мам, пьют в буфете молдавский вермут и советское шампанское, игнорируют неприличных людей или, в лучшем случае, бьют им лица, делая это очень аккуратно и консервативно. Приличные люди не пойдут на концерт «Мышек на Марсе», электронного дуэта из Германии, играющего неэлектронную музыку. Для них это радикально, неприлично, да и просто неинтересно – сэмплируют какие-то странные люди речи папы римского чуть ли не с синти-попом, ну и пускай себе богохульствуют.
Неприличные люди ходят на концерты в «Проект ОГИ» или «Второй этаж», пьют очень много водки и слушают Джейсона Уэбли, а также милицейский духовой оркестр песни и пляски, постоянно в этих выступлениях выступающих. Неприличные люди «Мышек с Марса» тоже слушать не будут, поскольку если выпить водки и послушать этот булькающий бред, напоминающий саундтрек к игре для телевизионной приставке в тот момент, когда эта проклятая приставка зависла на самом интересном месте, то крышу сорвет окончательно.
Ну а те, кого не примут ни в одну из этих компаний, пойдут в «Б2» слушать лучший современный немецкий электронный коллектив, выпивая слегка всего понемногу и восторженным шепотком обмениваясь общеизвестными фактами: «Родом из Западной Германии… встретились на дэт-металлическом концерте… Решили играть музыку вместе… в последний приезд в Москву пару лет назад поломали драм-машину, пришлось у русских коллег одалживаться… слияние Can и Kraftwerk…»
Когда Mouse on Mars (Анди Тома и Ян Вернер) встретились в 1993 году и решили играть вместе уникальную экспериментальную электронную музыку, составляя адский коктейль из эмбиента, даба, лоу-фая, саундтреков к допотопным мультфильмам и аркадным играм, это была еще относительно свежая идея. Они ее блистательно реализовали, создали девять альбомов, каждый из которых был коммерчески успешнее предыдущего, гремели к концу девяностых, получив славу живых классиков, основали собственный лейбл Sonig, вполне уважаемую, кстати, контору. Они также протоптали путь для десятков последователей, успешно сочетающих музыку залов видеоигр, обращений глав государства, цитат из порнофильмов шестидесятых годов — благо, дело это вполне нехитрое.
Главное в нем иметь чувство юмора и полное отсутствие скромности и пиетета к святым древностям
И в какой же роли в результате остается дуэт Mouse on Mars? Уникальное звучание скопировано и растиражировано. Десятки, сотни коллективов, чаще всего германских, рвутся по протоптанной тропе к сердцам и кошелькам скучающих клерков, которые любят шум вместо музыки. Роль неизменного классика в этой музыке выглядит двусмысленно и смешно. Остается брать лишь исключительным качеством, что, конечно, беспроигрышная стратегия в любой ситуации, но довольно трудно в случае, когда качество нарочито низкое.
Остается только надеяться, как группе Uriah Heep, на верность поклонников. Последние, впрочем, группу Mouse on Mars редко подводят. Больно уж она веселая.