«Кинотавр» – фестиваль-призрак. Фильмы, которые провоцируют дискуссии и сплетни, отражают местный кинопроцесс и терзают жюри непростым выбором, по большей части не доходят до широкого экрана. Награды «Кинотавра» не повышают кассовые сборы и в общем-то не добавляют славы режиссерам.
Но, как все призраки, «Кинотавр», торжественное открытие которого озарит Сочи 4 июня, необходим. Хотя бы для того чтобы будить воображение и мечты – у одних о солнечном Сочи и светской пляжной жизни, у других – о действительно мощном форуме отечественного кино.
В этом году ожидается солидный выхлоп картин мастеров – старых и не очень. В первом ряду, разумеется, Сокуров с «Отцом и сыном», смутившим недавно Каннский кинофестиваль, а теперь вот вносящим сумятицу в сочинское благолепие. Сам Сокуров полагает, что снял картину о семейных ценностях, о чем довольно резко сообщил журналистам на каннской пресс-конференции. Журналисты покивали, но остались при своих сомнениях – гомоэротическая интонация отношений отца и сына, которым посвящен фильм, показалась им слишком навязчивой.
Впрочем, бог с ним, с Сокуровым. Титул «наше все», приставший к нему будто и помимо воли, останется с ним в любом случае. Куда более интересным событием будет фильм «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова.
Во-первых, это социальное кино, которого в последнее время немного. Во-вторых, это фильм о бунте на заводе – настоящем кровавом бунте, с железными прутьями, пробитыми головами и тяжелой местной тоской. Доведенные до отчаяния люди, нищета, картошка, украденная с полей такого же нищего, как и завод, колхоза, шустрые предприниматели. В-третьих, одну из главных ролей играет Виктория Толстоганова, которая уже у всех на слуху, но до сих пор не имела действительно громкой роли. Ну и сам тандем режиссера Абдрашитова и сценариста Миндадзе – явление заметное, еще со времен «Парада планет» и незабвенного «Плюмбум, или Опасная игра». Вероятно, это наиболее серьезный и достойный претендент на приз фестиваля «Золотая роза». Есть так же надежда, что фильм увидят не только гости и участники «Кинотавра», но и широкий зритель. Впрочем, загадывать рано – бывало, что и громкие проекты пропадали тихо и бесследно.
Следуя хорошо окупающейся моде на цветастое богатое прошлое, на фестивале будет увесистый блок исторических картин – «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова и «Вторая невеста императора» Светланы Дружининой. Оба фильма перегружены громкими именами – только в «Павле» играют Сухоруков и Янковский. Интересно здесь в первую очередь удивительное совпадение образов – образа полуюродивого императора Павла, каким он известен русской исторической традиции, и образа самого Сухорукова, каким он известен зрителям «Брата» и «Антикиллера».
Кто откажется посмотреть, как Виктор Иванович будет биться в знакомых конвульсиях, теряя напудренный парик и Российскую империю?
Сергей Соловьев, полгода прятавший свой фильм «О любви» по секретным показам и сибирским кинофестивалям, наконец представит ее почтенной сочинской публике. Главный бонус – Татьяна Друбич, давным-давно оставившая кино ради почтенного ремесла врача-гомеопата. Кроме нее, чеховские мотивы «Медведя», «Доктора» и «Володи», по которым поставлен фильм, будут пересказывать Абдулов, Збруев и Евгения Крюкова.
Так же будут криминальная «Кармен» не слишком удачно вышедшего из долгого молчания Александра Хвана, «Шик» Бахтияра Худойназарова. Полноценную фестивальную интригу эти фильмы создать не могут, впрочем, это и не требуется.
Интрига «Кинотавра» обычно состоит не столько из кино, сколько из жизни – из противостояния различных кланов и амбиций, из подспудного взаимного раздражения с Московским кинофестивалем, с которым «Кинотавр» идет почти «встык». Впрочем, жюри в этом году весьма достойное – председатель Валерий Тодоровский будет призывать к порядку и лить масло на волны дискуссии Андрея Плахова, Дмитрия Месхиева, Татьяны Толстой, замечательного кинооператора Сергея Мачильского и актрисы Екатерины Гусевой. Тодоровский, один из самых талантливых российских режиссеров и удивительно одаренный продюсер, сделавший и «Бригаду», и затмившего ее «Идиота», в кино, можно сказать, разбирается.
Но все еще впереди. Пока же худрук культурный программы Александр Розенбаум будет раскатывать красные ковры, приветствовать Эдиту Пьеху и Влентину Матвиенко и радовать гостей шоу Вячеслава Полунина.
Шоу наверняка будет удачным.