Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дацин перевешивает Находку

Cоглашение между ЮКОСом и Китайской национальной нефтяной корпорацией о поставках сотен миллионов тонн нефти может стать решающим аргументом в пользу «китайского варианта» строительства экспортного трубопровода на Дальнем Востоке. Экономических преимуществ именно этого варианта уже не отрицает никто.

Строго говоря, в главном офисе ЮКОСа сегодня были подписаны два соглашения. Первое – о железнодорожных поставках российской нефти в Китай, под которым поставили свои подписи вице-президент ЮКОСа Михаил Елфимов и глава компании China Oil Ван Ли-Хуа — вступает в силу уже с 1 июня. Начиная с этого дня и до 1 июня 2006 года ЮКОС обязуется поставить в Китай 6 млн тонн нефти, увеличив сегодняшние объемы поставок сразу вдвое.

Затем от использования железнодорожных цистерн планируется отказаться. Заменить их должен куда более дешевый в эксплуатации нефтепровод Ангарск–Дацин, который к тому же позволит десятикратно увеличить поставки.

Обеспечить своевременный ввод трубопровода в строй должен другой подписанный сегодня документ – генеральное соглашение об основных принципах поставки и закупки нефти по нефтепроводу Россия–Китай. Его подписали председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский и президент КННК Ма Фуцай.

Основные принципы остались прежними. В соответствии с ними ЮКОС берется самостоятельно либо с привлечением других компаний в течение первых пяти лет работы трубопровода ежегодно поставлять КННК по 20 млн тонн нефти, а затем увеличить объемы до 30 млн тонн в год и поддерживать их на этом уровне не меньше 20 лет.

Общий объем поставок, таким образом, составит не меньше 700 млн тонн.

КННК, в свою очередь, обязуется оплачивать поставляемую нефть исходя из мировых цен. Оговорен даже срок начала работы трубопровода, который планируется ввести в строй в 2005 году. А вот такие вопросы, как срок начала строительства, объемы финансирования и собственности, пока остались за рамками.

Стать настоящим контрактом документу не позволяет одно – отсутствие официального решения правительства, все еще не определившегося с тем, куда – на Дацин (КНР) или на Находку – следует направить новый экспортный нефтепровод. Без этого решения начать работу нельзя, ведь за строительство нефтепроводов, как подчеркнул Михаил Ходорковский, в России отвечает «Транснефть», государственная компания.

Однако уже в самое ближайшее время маршрут, как ожидается, будет окончательно определен. Сегодняшнее соглашение двух крупнейших компаний России и Китая должно побудить российские власти перейти наконец от «принципиальных» решений к официальным. Естественно, в пользу Дацина.

Выгоды «дацинского варианта» хорошо известны. Прежде всего, это резкое и притом скорое увеличение доходов казны.

«Подписанное соглашение на поставку 2 млн тонн нефти в год на протяжении трех лет – это… около $300–400 млн для российского бюджета. Однако дальнейшее развитие связано с необходимостью строительства трубопровода… Масштаб сделки около $150 млрд за 25 лет, в том числе порядка $60 млрд получит российский бюджет», — заявил сегодня Михаил Ходорковский.

Деньги – еще не все. Строительство нефтепровода сулит немалые перспективы для развития Восточной Сибири, тем более что КННК обещает помочь в освоении расположенных там труднодоступных месторождений. «Россия очень богата ресурсами в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке… Если провести разведку и разработку, мы непременно найдем новые. Наша компания заинтересована в разработке нефтяных месторождений в России… Мы уже ведем переговоры со многими нефтяными компаниями», — заявил Ма Фуцай, отметив, что названия потенциальных партнеров пока остаются коммерческой тайной.

Ну а когда новые месторождения будут освоены, тогда, по словам Ходорковского, лет через 10–15 «можно будет продлить нефтепровод дальше на Восток».

Еще один довод в пользу скорого строительства трубопровода на Дацин — опасность дефицита экспортных мощностей. Внутреннее потребление нефти и увеличение мощности НПЗ в России не поспевают за ростом нефтедобычи, а отправить всю «лишнюю» нефть на экспорт будет попросту невозможно – существующие трубопроводы не осилят.

«Хотелось бы, чтобы этот трубопровод заработал к 2005 году, когда в России будет около 20 млн тонн нефти, которую невозможно будет использовать, несмотря на все расшивки, которые к тому времени сумеет реализовать «Транснефть», — заявил появившийся на церемонии президент ТНК и кандидат в совет директоров ЮКОСа Семен Кукес, дав понять, что дальнейшее промедление с началом строительства чревато большими неприятностями.

При отсутствии нефтепровода 20 млн тонн «лишней» нефти, которую некуда будет деть, означают не просто провал Энергетической стратегии, но и серьезное сокращение доходов казны.

К тому же избыток нефти приведет к консервации наименее рентабельных скважин, сокращению рабочих мест и неминуемому росту социальной напряженности.

Окажутся ли все эти доводы достаточно убедительными для властей, станет известно уже в ближайшие одну-две недели. Вчерашняя встреча Владимира Путина с председателем КНР Ху Цзиньтао показала, что обе стороны чрезвычайно заинтересованы сотрудничать в нефтегазовой сфере.

Правда, за это время ответный ход могут сделать японцы, заинтересованные в строительстве трубопровода до Находки. Премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми, как ожидается, встретится с Владимиром Путиным во время праздничных торжеств в Санкт-Петербурге либо на саммите G8 во французском Эвиане 1–3 июня.

Новости и материалы
На Западе назвали катастрофой потери ВСУ после ударов ВС России
В правящей партии Турции заявили о двойных стандартах ЕС
Родителям дали советы, как правильно познакомить детей с современным искусством
Певица Монеточка отказалась от выступления в Казахстане
Предсказавший победу Трампа в 2016 году американский историк уверен в победе Харрис
Белорусская теннисистка Соболенко выиграла US Open
Названы самые популярные покупки россиян в поездах
Белоусов поздравил российских бойцов с Днем танкиста
На Украине заявили об окружении ВСУ в ДНР
В NASA отказались признать провалом первый пилотируемый полет Boeing Starliner
Экс-морпех США раскрыл опасность американских советов для Украины
Лопес встретилась с другом Аффлека на премьере фильма в Торонто
В США заявили, что Вашингтон похож на хозяйку борделя в отношениях с Москвой
Блинкен отправится в Великобританию
Лопес и Аффлек впервые за долгое время оказались в одном месте
Ученые нашли неизвестную структуру на краю Солнечной системы
Негативные отзывы о товарах в интернете чаще оставляют те, кто зарабатывает больше
В Узбекистан вернули 14 детей, оставшихся в РФ без присмотра родителей
Все новости