ММВБ и РТС приостанавливали торги по акциям «Ростелекома» дважды. Сначала в середине торговой сессии — на один час, когда в РТС эти бумаги подорожали на 18,4% до $1,79 за штуку, а на ММВБ на 17,3% до 55,7 руб. за штуку.
Однако по истечении этого часа рост продолжился и биржи остановили торги по акциям «Ростелекома» повторно, уже до конца дня. На момент повторной приостановки торгов стоимость обыкновенных акций «Ростелекома» на ММВБ составляла 57,18 руб., что на 20,4% выше уровня закрытия торгов в четверг. В РТС на момент второй приостановки акции «Ростелекома» стоили на 15,35% дороже, чем на момент открытия.
Это первый случай за всю историю биржевых торгов по акциям, когда ММВБ и РТС пришлось столь жестко ограничивать рост по одной из ликвидных акций.
Согласно собственным правилам, которые введены согласно требованиям Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, ММВБ и РТС обязаны приостанавливать на 1 час торги по акциям из котировального листа «А» (это самые ликвидные бумаги) в случае роста или падения текущей цены более чем на 10% по сравнению с открытием. Полная приостановка торгов происходит при росте (или падении) цены более чем на 15% по сравнению с открытием. Как видно, рост акций «Ростелекома» вышел за эти рамки.
Несомненно, главным фактором, повлиявшим на неожиданный взлет котировок акций «Ростелекома», стало сегодняшее заявление Валерия Яшина, гендиректора холдинга «Связьинвест», которому принадлежат 51% «Ростелекома». Выступая перед журналистами в Санкт-Петербурге, Яшин сообщил, что комиссия правительства России с участием Минимущества, Минсвязи, Российского фонда федерального имущества (РФФИ) и финансового консультанта — инвестиционного банка J. P. Morgan рассматривает три возможных варианта продажи второго пакета акций «Связьинвеста».
По словам Яшина, первый вариант продажи — 25% минус две акции, второй — 75% минус одна акция и третий вариант — 50%. Впрочем, об этих вариантах известно давно, еще в марте их обнародовал министр связи Леонид Рейман. А вот дальше Яшин сказал следующее: «Вопрос решает собственник (государство), но стоимость компании постоянно растет, и было бы целесообразно продавать часть «Связьинвеста» после того, как стоимость компании достигнет минимум $15 млрд».
По мнению трейдеров, именно слова Яшина «стоимость компании постоянно растет» и может «достигнуть $15 млрд» и сыграли решаюшую роль в скупке акций.
По словам трейдера инвестиционной компании «Проспект» Александра Лобанова, «до сегодняшнего дня на рынке ходило очень много разных слухов о «Ростелекоме» и «Связьинвесте», а также о приватизации телекоммуникационного сектора в целом — трейдеры были на старте. Сегодня же прозвучал сигнальный выстрел». Один из этих слухов, кстати, гласил, что в процессе приватизации «Связьинвеста» произойдет его слияние с «Ростелекомом» и переход на единую акцию «Ростелекома». Дескать, государству проще всего продать долю в «Связьинвесте» через компанию, акции которой обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже в виде АДР.
Побочным фактором роста котировок акций госмонополии стало то, что сейчас на рынке наблюдается довольно заметный избыток денежной ликвидности. Этим, в частности, аналитики объясняют недавний рост акций «Сургутнефтегаза», «ЮКОСа», «Сибнефти», «Мосэнерго» и РАО ЕЭС. Поговаривают, что следующие на очереди — акции Сбербанка России: вполне возможно, потому, что по всем остальным ликвидным бумагам скупка уже прошла и на рынке их уже физически гораздо меньше, чем месяц-другой назад.
Под избытком денежной ликвидности комментаторы в первую очередь подразумевают деньги российского происхождения — мол, надо же куда-то российским «олигархическим» банкам и их клиентам размещать сверхдоходы от высоких цен на нефть. Сами банки и экспортеры, конечно, в таких признаниях не замечены. Так что это всего лишь версия.
По другой версии, рост в апреле-мае по акциям «Сургутнефтегаза», «Мосэнерго» и РАО ЕЭС — следствие захода на российский рынок крупного иностранного портфельного инвестора. Как правило, крупные западные фонды размещают заказы на покупку/продажу акций среди нескольких российских брокеров. Однако и одна часть подобного заказа способна заметно повлиять на низкокапитализированный российский рынок. Когда же несколько брокеров начинают покупать какие-то акции в непривычно больших для местных бирж количествах, остальным брокерам остается только покупать те же вслед за ними. И строить самые фантатические предположения о причинах поведения первых. Вот и про «Ростелеком» после остановки торгов сегодня уже начали говорить, что 25% его уставного капитала покупает Михаил Ходорковский.