Шамиль Басаев, который подозревается следствием в организации покушения на главу администрации Чечни, до сих пор не взял на себя ответственность за вчерашний взрыв в Иласхан-Юрте. Сам он по этому поводу еще не высказался, но вместо его мнения на удуговском сайте боевиков размещена реакция некоего полевого командира амира Салаха. Салах, с которым люди Удугова якобы связались по телефону, категорически отверг саму возможность подрыва смертников-шахидов в толпе мусульман. Аналогичное по сути заявление сделал и находящийся в Лондоне под подпиской о невыезде Ахмед Закаев. В интервью «Эхо Москвы» он заявил, что Масхадов точно не причастен к теракту.
Со слов сепаратистов получается, что покушение организовали либо власти республики, либо камикадзе-одиночки.
Последняя версия, впрочем, является одной из тех, что сейчас отрабатывает следствие.
Между тем продолжают поступать противоречивые данные о количестве жертв теракта. По версии прокуратуры Чечни, в момент взрыва погибли восемь человек и двое скончались позднее в больнице. По данным МВД Чечни, на утро 15 мая число погибших составило 13 человек включая двух террористок-смертниц. Как сообщает чеченская милиция, среди погибших — пять телохранителей главы администрации Чечни Ахмада Кадырова, сотрудников роты специального назначения МВД Чечни по охране руководства республики. А сотрудник пресс-службы главы чеченской администрации Абдулла Дибиров сообщил утром РИА «Новости» о 26 погибших, из которых 12 умерли непосредственно на месте взрыва.
Несколько иная информация у медиков. Как заявил сегодня «Интерфаксу» министр здравоохранения Чечни Шахид Ахмадов, в Иласхан-Юрте погибли 16 человек – семь непосредственно на месте теракта и еще девять скончались в больницах от ранений. Всего же, по данным Минздрава Чечни, в результате теракта пострадали 145 человек.
В больницах республики и дагестанского районного центра Хасавюрт находятся 53 раненых, состояние 43 из них характеризуется медиками как тяжелое. При этом в неофициальном интервью НТВ, на которое ссылается телеканал, министр здравоохранения Чечни заявил, что можно говорить о примерно 30 погибших.
Напомним, в среду в Иласхан-Юрте, который местные мусульмане считают священным местом, поминали пророка Мухаммеда и шейха Кунта-хаджи Кишиева, который в XIX веке проповедовал в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Чеченское отделение «Единой России» устроило большой религиозный праздник, на который со всей Чечни съехались около 15 тысяч человек. Присутствовал на нем и Ахмад Кадыров.
52-летняя Зулай Абдулзакова и 46-летняя Шахидат Баймурадова оказались на празднике, представившись журналистками.
Как сообщает НТВ, при них была съемочная техника, а взрывное устройство было вмонтировано в камеру. По информации же следствия, на телах у обеих террористок были «пояса шахидов». В 14.45 Шахидат Баймурадова подорвала себя в толпе в непосредственной близости от Кадырова. Главу чеченской администрации спасли охранники, прикрывшие его своими телами. Второго взрыва не прогремело, так как осколками от первого была убита другая смертница – Абдулзакова, она не успела привести свое взрывное устройство в действие. Оно было обезврежено саперами.
Теракт в Иласхан-Юрте произошел всего через день после взрыва в Знаменском. В понедельник трое смертников подорвали груженый взрывчаткой «КамАЗ» рядом с комплексом административных зданий. Сегодня список погибших в результате этого теракта вырос до 59 человек. «Сегодня же приказом министра МВД Алу Алханова сформирована рабочая группа, которая должна в сжатые сроки выработать комплекс мер по обеспечению безопасности граждан в местах массового скопления населения», — сообщила руководитель пресс-службы министерства. Возглавил группу начальник милиции общественной безопасности МВД Чечни полковник Султан Сатуев.
В качестве основной версии взрыва следствие рассматривает теракт с целью убийства главы администрации Чечни Ахмада Кадырова и дестабилизации обстановки в республике.
Об этом сегодня заявил «Интерфаксу» прокурор Чечни Владимир Кравченко. «Судя по всему, террористки-камикадзе направлялись в сторону Кадырова, но были остановлены охраной, и в результате подрыв произошел раньше, чем планировалось террористами, и глава администрации не пострадал», — сказал прокурор. Он отметил также, что для следствия очень важно получить полную информацию о личностях террористок, так как это позволит следователям выйти на их окружение и возможных сообщников. «Мы с большой долей осторожности относимся к тем сведениям, которые получены из документов, обнаруженных при них», — сказал Кравченко. Он не исключил при этом, что сведения могут быть ложные, чтобы ввести в заблуждение правоохранительные органы.
Комментируя предположения о том, что заказчиками этого и другого теракта, совершенного ранее в райцентре Знаменское, являются лидеры сепаратистов Аслан Масхадов, Шамиль Басаев и арабский наемник Абу аль-Валид, прокурор Владимир Кравченко заявил: «Мы отрабатываем и эту версию». Всего же рабочих версий у следствия семь.
В качестве одной из них рассматривается причастность Баймурадовой к бандгруппе Басаева. Как заявляют в МВД, Баймурадова могла быть одной из 36 смертниц, подготовленных в группировке полевого командира Шамиля Басаева.
Руководитель пресс-службы МВД Чечни Лиля Цингиева отметила, что использование женщин для самоподрыва в толпе — относительно новый метод, взятый на вооружение незаконными формированиями.
Однако совсем новым этот метод назвать никак нельзя. Еще в ноябре 2001 года в райцентре Урус-Мартан чеченка взорвалась, подойдя к местному коменданту Гейдару Гаджиеву. Гаджиев и один солдат сопровождения погибли, а от террористки вообще почти ничего не осталось. Два года назад двоюродная сестра известного работорговца Арби Бараева Хава вместе с подругой угнали грузовик и врезались в здание комендатуры в Алхан-Юрте, взорвав, кроме себя, и двух бойцов омского ОМОНа. 16-летняя смертница Марета Дудуева на армейском «Урале» пыталась сделать то же самое в Грозном, но милиционеры ее вовремя заметили и остановили автомобиль выстрелами из автомата. На допросах раненая террористка призналась, что ее завербовала вдова полевого командира Магомеда Цагараева. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о шахидках, чуть не взорвавших «Норд-Ост». Можно заметить, что чеченки идут на смерть, как правило, по приказу влиятельных полевых командиров. И чаще всего взрывают себя именно чеченские женщины, а не мужчины.