Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы два документа – проект постановления «Об объявлении амнистии в связи с принятием конституции Чеченской Республики» и постановление о порядке ее применения. Об этом утром 15 мая сообщила пресс-служба президента. Сами документы поступили в Думу еще в понедельник, о них журналистам рассказал глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, который вместе с правовым управлением Кремля работал над формулировками амнистии (по Конституции амнистию может объявлять только Госдума). Однако тогда Кремль прокомментировать инициативу с амнистией не успел: одновременно с признанием Крашенинникова из Чечни пришли сообщения о теракте в райцентре Знаменское, в результате которого погибло 59 человек.
После атаки чеченских камикадзе проект амнистии потерялся. Вернее, его засекретили.
«Я могу сказать точно две вещи: он поступил в Государственную думу и был подписан секретариатом Селезнева, однако до комитета по законодательству не дошел», — объяснял «Газете.Ru» зампред СПС Борис Надеждин. «После того, что произошло в Чечне, журналисты еще долго об амнистии ничего не узнают», — сказал его коллега по фракции Александр Баранников, который входит в комитет по законодательству и должен был среди первых прочитать постановление. Крашенинников все эти три дня избегал общения с журналистами, а во фракции «Единство» подтвердили, что их депутатам документ почитать дали, но потом из Кремля поступила команда не передавать его больше никому. Ознакомиться с условиями амнистии не мог даже автор альтернативного проекта Асланбек Аслаханов (депутат от Чечни).
А анонимные думские источники и вовсе уверяли, что теперь на амнистии можно поставить крест. Во всяком случае, на том варианте проекта, который был подготовлен до теракта в Знаменском. Источники в Кремле, в свою очередь, заявили «Газете.Ru»: «Никто крест на законопроекте не ставил. На содержании документа вчерашний теракт никак не отразится».
«Просто сейчас, когда с момента трагедии не прошло и девяти дней, решено отложить рассмотрение и дебаты. Чтобы избежать лишних эмоций, документ пока не в широком доступе», — сказали нам в Кремле.
Однако 15 мая Кремль решил пересмотреть свой подход и обнародовал основные условия амнистии. Они изложены в письме Путина на имя Геннадия Селезнева, которое пресс-служба президента передала в СМИ. Пока невозможно выяснить, изменились ли параметры амнистии спустя три дня после теракта в Знаменском и после вчерашней атаки шахидок на главу республики Ахмада Кадырова, в результате которой погибли от 13
до 26 чеченцев, собравшихся на мусульманский праздник.
Главная новость — боевики, рассчитывающие на амнистию, должны сложить оружие до 1 августа этого года. «Действие амнистии предлагается распространить на лиц, совершивших общественно опасные деяния в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 1 августа 1993 года до дня вступления в силу постановления… которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях, прекратили вооруженное сопротивление либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00 часов 1 августа 2003 года».
«Предполагается, что действие амнистии не должно распространяться на лиц, совершивших убийство, похищение человека, изнасилование, разбой и некоторые другие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также на иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве», — написал Путин Селезневу.
Известно также, что в президентский проект не войдут предложения чеченцев, в частности, пункты из альтернативного законопроекта депутата Аслаханова: он предлагал амнистировать женщин и несовершеннолетних, лиц старше 50 лет, а главное, освобождать от наказания не только чеченцев в Чечне, но и по всей России, которых, по его словам, задерживала милиция и подбрасывала наркотики и оружие. «Амнистия коснется только тех, кто совершил преступления на территории Чечни и Ингушетии», — заявил сегодня глава комитета Думы по законодательству Павел Крашенинников.
Вопреки воле чеченцев, амнистированы будут и военные, совершившие преступления против мирных жителей.
«К амнистии относятся лица, которые участвовали в контртеррористической операции на стороне федеральных сил», — сказал «Газете.Ru» Крашенинников. Кроме того, амнистия будет распространена на тех чеченцев, которые были задержаны с оружием в руках и находятся под следствием или уже осуждены судом. Однако подпадать под нее будут только те из них, кто не совершил преступлений, упомянуты в проекте амнистии как исключение (убийства, похищения, изнасилования, разбой и ряд других тяжких и особо тяжких). Несмотря на это ограничение, амнистия, как заявил в интервью «Газете.Ru» Крашенинников, будет существенно более массовой для тех чеченцев, которые находятся под следствием или уже отбывают назначенное судом наказание; их, по его словам, будет точно больше, чем три года назад, когда амнистией оказалось охвачено всего около 500 чеченцев.
Крашенинников уверен, что уже завтра комитет рассмотрит президентский проект. Письмо Путина Селезневу заканчивается пожеланием рассмотреть проект амнистии в первоочередном порядке, поэтому депутаты не будут медлить. На вопрос, почему в понедельник документ затерялся, депутат, загадочно улыбнувшись, ответил: «Это вопрос не ко мне».
По сведениям «Газеты.Ru», судьба амнистии решалась на позавчерашней встрече Владимира Путина с лидерами фракций. Кто кого убедил в том, что отменять амнистию вредно, остается только гадать. Видимо, президент решил, что отменить амнистию невозможно, ведь он публично обещал ее перед референдумом. Поэтому невыполнение обещания может быть на руку боевикам. Кстати, в Госдуме говорят, что речь об амнистии пойдет и в завтрашнем обращении Путина к парламенту. В послании Путин просто обязан одержать пропагандистскую победу над боевиками, которые уже четвертый год не дают ему одержать военную победу в Чечне.