В среду на правительственный час в Госдуме были приглашены министр образования Владимир Филиппов и генпрокурор Владимир Устинов. На ковер их вызвала депутат от СПС Вера Лекарева. Она, в частности, хотела услышать отчет о том, как ведется профилактика пожаров в детских учреждениях страны. Накануне встречи Лекарева сообщила «Газете.Ru», что ожидает конструктивного диалога с представителями исполнительной власти.
«Россия превращается в страну, где опасно находиться детям».
«А правительство способно лишь оправдываться, но от этого ничего не меняется. Мы ведь не предлагаем, чтобы каждого ребенка кормили черной икрой, мы говорим об элементарном обеспечении жизни и здоровья», — заявила Лекарева. Депутат считает, что задача правительства — «успокоить население и принять конкретные меры». Однако какие именно Лекарева почему-то не уточнила.
За министра Филиппова, который вместе с президентом Путиным в среду открывал всемирный форум иностранных выпускников российских вузов, перед депутатами выступил первый замминистра образования Виктор Болотов. Правда, как и ожидалось, ничего нового о безопасности детей в школах он не сказал. Больше того — Болотов почему-то привел статистику пожаров за прошлый (не самый трагический) год.
Как заявил замминистра, по данным Минобразования и МЧС, в 2002 году произошел 1121 пожар в российских учреждениях общего образования, в результате погибло 28 человек, в том числе трое детей. О том, что лишь в апреле этого года в огне погибли 53 ребенка, а в апреле 2001 года — семеро (см. справку), Болотов предпочел умолчать. Вину за произошедшее чиновник фактически возложил на сотрудников сгоревших учреждений и учащихся. По его словам, они неосторожно обращались с огнем, нарушали правила эксплуатации электроприборов и устраивали поджоги на территории школ.
А чтобы трагедии не повторялись, МЧС и Минобразования подготовили программу, которая предусматривает учебные тренировки по эвакуации из зданий людей и имущества в экстренных ситуациях. Кроме того, в следующем году ведомство Филиппова выделит около 50 млн рублей на оснащение школ-интернатов современными средствами пожаротушения. Гибель воспитанников школы-интерната в Махачкале, судя по всему, все же привела к тому, что Минобразования совместно со специалистами МГТУ им. Баумана приступило к разработке средств сигнализации для детей с дефектами слуха и зрения. Об этом также доложил думцам Болотов.
Затем о борьбе с пожарами рассказал генеральный прокурор России Владимир Устинов, выступление которого было более убедительным.
По сведениям Устинова, за три месяца этого года в огне погибли 258, а в 2002 году — 750 детей.
Расследования случаев возгорания в детских общеобразовательных учреждениях России привели прокуратуру к глубокому выводу о том, что пожары происходят в основном из-за несоблюдения правил пожарной безопасности, а также преступной халатности должностных лиц. Оказалось даже, что средства, выделяемые на техническое оснащение школ, иногда используются не по назначению. Так, в прошлом году прокуратура выявила 8 тыс. 800 экономических преступлений, совершенных представителями образовательных структур. Материальный ущерб по уже расследованным уголовным делам превысил 50 млн. рублей. К уголовной ответственности были привлечены 417 руководителей общеобразовательных школ и более тысячи должностных лиц учреждений системы образования.
Устинов подробно остановился на расследовании пожаров в якутской школе и махачкалинском интернате, которые привели к гибели 52 детей.
Местными правоохранительными органами были возбуждены уголовные дела, за ходом которых следит генеральная прокуратура. По словам Устинова, умысла на совершение поджога и в том, и в другом случае не установлено, и обе трагедии случились из-за недостатка финансирования и халатности. «Некоторые обстоятельства уже очевидны, и по ним можно судить о нашем вечном авось и махровом формализме в обеспечении пожарной безопасности», — заявил он.
Следователи выяснили, что в сгоревших учреждениях воспитанников не обучали правилам поведения при пожаре, а ситуация с противопожарной безопасностью была неудовлетворительной. «Отсутствуют элементарные правила для того, чтобы не допускать таких событий. Не хватает денег, это понятно. Но провести инструктаж — как выходить, сделать указатели, провести учения, открыть запасные двери, которые запираются с наружной стороны — это возможно», — подчеркнул Устинов.
Как сообщили «Газете.Ru» в думском комитете по науке и образованию, большинство депутатов, присутствовавших на правительственном часе, не совсем поняли, почему министра и прокурора вызвали отчитываться за пожары в российских школах. По выражению лидера ЛДПР Владимира Жириновского, незачем требовать высокопоставленных чиновников в Думу, когда все проблемы существуют на местах, там их и следует решать.
Другими словами, за сгоревших детей центральная власть, которая принимает законы и должна следить за их исполнением на местах, ответственности нести не хочет, сваливая все на регионы.
Действительно, школы как таковые на балансе министерства не состоят, пояснили «Газете.Ru» представители министерства образования. Они находятся в подчинении субъектов федерации. Единственное, что, по словам чиновников, может сделать министерство, — оказать помощь тем муниципалитетам, которые не находят средств на ремонт своих школ. Однако, видимо, и это делается из рук вон плохо. При этом никаких учебных курсов по выживанию в смертельно опасных школах не проводится, так как никаких указаний на этот счет «сверху» не поступало.
А программу «Безопасная школа», о которой упомянул Болотов, только начали разрабатывать. И если даже ее утвердят, то деньги на ремонт поступят нескоро. Прежде всего потому, что финансирование программы пойдет уже из бюджета 2004 года. Во-вторых, сначала нужно определить школы, которым наиболее необходимы деньги на ремонт, что потребует еще одного года. Так что дотировать полуразрушенные школы, у которых нет денег на ремонт (а это и есть самые пожароопасные объекты) министерство начнет не ранее 2005 года.
Наказания, которые, скорее всего, понесут директора погоревших школ и пожарные, разрешившие работать пожароопасным школам, проблему не решат.
Как рассказали «Газете.Ru» в МЧС России, все школы проверяются пожарными раз в два года. А после пожаров в Махачкале и якутском поселке Сыдыбал началась новая, дополнительная проверка образовательных учреждений по всей стране. Общих данных по проверке в МЧС до сих пор нет. Известно только, что УГПС Республики Саха (Якутия), например, едва не закрыло 52 из более чем 700 расположенных в регионе школ. Однако «после устранения основных недочетов» их снова открыли. А ремонт и установку сигнализации оставили на лето.
В остальных регионах похожая ситуация: когда встает выбор между пожарной безопасностью школ и учебным планом, все надеются на «авось» и после устранения части недоделок разрешают учить детей. А основной ремонт оставляют на потом. Не без надежды на то, что скоро ажиотаж вокруг «пожарного» вопроса спадет и все можно будет спустить на тормозах.