Выставка «Мастерская Арт Москва» в ЦДХ закончилась, едва начавшись. В этом году послесловием к ярмарке стал смотр-конкурс проектов, претендующих на премию в 5000 евро. Сфера интересов обозначена предельно широко – «современное изобразительное искусство», – но на практике в рассмотрение взят довольно узкий сектор. То, что представлено на «Мастерской», можно назвать искусством проектным – исключительно по типу мышления авторов, без принижающих оценок.
Жюри, возглавляемое авторитетным критиком Екатериной Деготь и состоящее из нескольких других авторитетных критиков, столкнулось с непростой задачей. Действительно, как из жиденькой пачки заявок (93), зачастую состряпанных в манере «что-то типа этого», выбрать три десятка потенциальных шедевров? В финал вышли пять-шесть любопытных по замыслу проектов, из них два-три с достаточной степенью реализованности, остальное – озеро отстоя.
Столичные мэтры соревновались с молодежью из провинции, кто кого непригляднее. От ветеранов бойцом-надёжей выступил Олег Кулик с видеороликом «Система координат» - сценами полоскания в прозрачном мини-бассейне раздетых девок, пацанов, баб и мужиков (пардон за просторечие, иначе не сформулировать), перемежающиеся кадрами хорового пения под баян и большой послеакционной жратвы.
Движимый уверенностью, что всегда найдется кто-нибудь, принимающий мерцание ягодиц за небо в алмазах, Кулик перестал следить за качеством и энергетикой своих публичных показов.
А ведь как балерине нужна неувядающая пластика, так актуальному художнику – щенячья дерзость и лихорадочная изобретательность. Иначе быстро пойдешь на корм молодым.
Вот человек из Ижевска Анфим Ханыков поступил мудро и многообещающе: звезданул по сусалам клерикализму от полноты приволжского сердца. Его стенд на вернисаже застили полупрозрачной драпировкой, приставили охранника и снабдили табличкой «Администрация считает содержание проекта неприемлемым для демонстрации в стенах ЦДХ». Заглянуть за ширму не составило труда, так что можем донести до читателя основную идею проекта: крашенные пасхальные яйца – это не то, что вы думаете. На стене из соответствующих фотокадров выклеены буквы «ХВ», а на экране монитора запечатлен откровенный проктологический бред.
При всех юродствах и глумлениях, «Мастерская» напоминает досрочную сдачу курсовых проектов.
Изготовление изобразительных гэгов мало кого из авторов доводит до экстаза, но таковы правила: хочешь стать модным художником – напрягайся хоть минимально. Для тех, кто уже им стал или думает, что стал, участвовать в конкурсе – словно ущипнуть себя в полудреме: мол, я есть, меня не может не быть.
Звезды из окурков, сыры из женского молока, дырявые носки в музейном обрамлении – всех экспонатов не упомянешь, да и незачем. Дельного на «Мастерской» немного, разве что видеоприставка Аристарха Ефимова, позволяющая искривлять телевизионное изображение по форме, приложенной к экрану. Что ни говори, есть тут элемент психотерапии – поместить надоевший рекламный ролик в своего рода «комнату смеха». Совсем уже бессмысленная, зато красивая затея у Константина Батынкова: фотографии изморози на автобусных стеклах. Впрочем, за такое премий не дают…
Финальная церемония в «Балчуге» прошла на грани дружеской непритязательности. После вручения потешных призов, памятных дипломов и именных утешений жюри провозгласило лауреата первой премии «Арт Москва». Им стала московская группа «Escape» (Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Лиза Морозова) с видеопроектом «Quartett». На экране в занавешенной каморке струнный квартет исполнял классическую музыку – качественно, недолго и вроде бы бесцельно.
Дадим слово победителям: «Адекватно воспринять проект может лишь человек, способный уловить разницу между исполнением и звучанием, ведь именно в этом зазоре и происходит, собственно, акт искусства. Что касается остальных зрителей, то у них всегда останется возможность просто послушать хорошую музыку». Безусловно, относя себя к категории «остальных», поздравляем лауреатов с победой, а устроителей – с торжеством политкорректности и высоколобой духовности.