В Чечне полным ходом идет подготовка к референдуму. В эти дни сбывается многое, о чем чеченцы просили уже три года. Например, неделю назад Владимир Путин велел разобраться с выплатами компенсаций за жилье, разрушенное бомбами. Вчера Михаил Касьянов доложил президенту, что на компенсацию могут рассчитывать 280 тысяч жителей республики. «Рассчитываю, что правительство справится с этой задачей», – сказал президент премьеру, посоветовав применить опыт борьбы с последствиями стихийных бедствий. Одновременно с проблемой жилья Путин поднял вопрос о блокпостах. Уже наследующий день в Грозный отправилась комиссия Минобороны, которая убедилась в справедливости слов президента об их бесполезности и отдала приказ о демонтаже (на сегодня разобрано четыре из восьми блокпостов в Грозном).
О выводе избыточных войск президент Путин распорядился еще 23 января 2001 года, когда передавал управление операцией в Чечни из ведения Минобороны под контроль ФСБ.
С тех о сокращении войск периодически вспоминали и показывали по телевизору эшелоны с солдатами и бронетехникой, однако Объединенная группировка войск по-прежнему насчитывает порядка 80 тысяч человек. Большую часть составляют военнослужащие Минобороны, а в остальном это внутренние войска МВД и подразделения других силовых органов: милиционеры, работники ФСБ, сотрудники МЧС и Минюста. Говорят, военная составляющая должна постепенно уменьшаться. Однако этим разговорам положил конец министр обороны Сергей Иванов, который в день штурма ДК на Дубровке объявил о временном прекращении вывода войск. Только референдум по конституции Чечни заставил вернуться к этой теме.
Вслед за помощником президента Сергеем Ястржембским, замглавы кремлевской администрации Владиславом Сурковым и руководителем Центризбиркома Александром Вишняковым агитационный тур в Грозный совершил начальник Генштаба Анатолий Квашнин. Он привез с собой известие о начале вывода войск. Квашнин сказал, что на положении дел в Чечне «это абсолютно никак не скажется». «Мы убираем только избыточные силы, которые выполнили поставленные перед ними задачи и в настоящее время не нужны в Чечне», – объяснил он.
При этом Квашнин не уточнил, сколько же солдат и офицеров покинут Чечню. Однако как всегда нашлись источники, раскрывшие военную тайну и сообщившие, что выведут чуть больше тысячи. Так оно и вышло.
Вчера эти цифры подтвердил Сергей Иванов, который ходил с докладом в Кремль. Он сказал Владимиру Путину, что речь идет о 1270 военнослужащих и 200 единицах боевой техники.
Иванов повторил мысль Квашнина о том, что от вывода войск ничего не изменится. «Это просчитано очень внимательно Генштабом и министерством обороны, – доложил министр. – Мы считаем, что на ситуацию с безопасностью в Чечне вывод избыточных сил не окажет никакого влияния». Под сокращение попали инженерно-саперный батальон, реактивно-артиллерийский дивизион, а также ряд частей внутренних войск. «На непостоянной основе останутся 30-35 тысяч военнослужащих», – подытожил глава Минобороны.
А на постоянной основе, как известно, в Чечне остаются 42-ая мотострелковая дивизия Минобороны и 46-ая бригада внутренних войск МВД. Это 15 и 10 тысяч личного состава соответственно (причем этот личный состав получил право принять участие в референдуме по чеченской конституции). На непостоянной основе, о чем говорил Иванов, дислоцируются в основном части ВДВ, а летом в республику еще отправят 104-й парашютно-десантный полк из состава экспериментальной 76-ой псковской дивизии, переходящий на контракт. Кроме того, не будет уменьшен и погранотряд в Аргунском ущелье, а это 3 тысячи бойцов. Получается, в Чечне еще надолго задержатся более 50 тысяч военных, причем это не считая внутренних войск, так что начавшееся сегодня мероприятие обернется выводом не более 2% военной группировки.
Чтобы вывод войск не выглядел уж слишком минималистично, Минобороны решило сделать щедрый подарок чеченцам: военные оставят им палатки, бульдозеры и печки-буржуйки.
Как сказал вчера Иванов, Генштаб принял решение передать гражданским властям часть излишней техники не боевого назначения. «Речь идет о тракторах, грейдерах, а также палатках, кроватях и печках», – пояснил Иванов. Палатки достанутся беженцам, которые, столкнувшись с таким обращением военных, должны изменить свое мнение о референдуме. Остальную технику начали грузить на железнодорожные платформы спустя несколько часов после того, как генерал Квашнин приехал в Грозный и сообщил хорошие новости о выводе войск. Сегодня в десять утра на военной базе в Ханкале прошел прощальный парад, командовать которым прилетел замминистра обороны генерал Игорь Пузанов. Распоряжался приготовлениями к митингу командующий группировкой войск Сергей Макаров. «Первым из Чечни уйдет инженерно-саперное подразделение из состава Северо-Кавказского военного округа, – объявил журналистам заместитель Макарова Юрий Костровец. Вторыми республику покинут подразделения Софринской бригады внутренних войск.
Одновременно с этим появилась новость о том, что из Новосибирска в очередную чеченскую командировку отправляется спецназ. Сибирский округ внутренних войск направляет свой эшелон с боевой техникой, автотранспортом, вооружением и продовольствием.
Продолжают служить в Чечне и морские пехотинцы из Дагестана, которые на прошлой неделе понесли большие потери в Веденском ущелье («Газета.Ru» рассказывала об этих боях вчера). Так что выводом войск сегодняшнее мероприятия можно назвать условно. Тему сокращения войск закрыл директор ФСБ Николай Патрушев, который тоже сейчас находится в Грозном. «Здесь будет оставаться столько войск, я имею в виду всех ведомств, сколько необходимо для обеспечения безопасности», – заявил он. А пока о безопасности говорить не приходится.