Самое главное правило кинопросмотра: ни в коем случае нельзя до него слушать саундтрек к фильму. То есть, конечно, если саундтрек хороший, то это еще ничего, хотя в этом случае он может совершенно не совпасть с картинкой, ножницы монтажера могут довести до белого каления – они всегда зарезают песню на самом лучшем месте. Но если саундтрек плохой – все удовольствие от фильма может быть испорчено. Да и вообще фильму туго придется. Некто Ян Тирсен, убийца музыки, заработал черную метку от «Парка культуры» за то, что он если и не убил, то по крайней мере изрядно покалечил фильм «Амели» своей абсурдной отвратительной шарманкой для умалишенных. Говард Шор, получивший «Грэмми» и номинированный на «Оскара» за героическую музыку к «Властелину колец», добился, кажется, прямо противоположного эффекта – его грандиозные темы вместо душевного подъема вызывают попеременно тоску и истерическое хихиканье.
В «Человеке без прошлого» Аки Каурисмяки такого эффекта возникнуть не должно. Саундтрек к фильму о человеке, которому вышибли мозги, в результате чего он стал концептуальным продюсером «Ансамбля Армии Спасения», написан людьми, у которых нет стопроцентной уверенности в собственной непогрешимой гениальности. Отсутствие большой претензии в музыке к фильму – путь к успеху.
Музыку эту создал Марко Хаависто, молодой финский рокер старого образца, из тех, кто точно знает, что, для того чтобы понравиться красотке, нужны гитара, нежный, чуть дрожащий, глубокий голос, как у Элвиса, и фотография на обложке диска.
Мечту эту воплотил волшебник Аки Каурисмяки. Случайно познакомившись с Марко Хаависта, Каурисмяки стал использовать его музыку в своих фильмах, а в «Человеке без прошлого» просто взял всю его группу на главные роли в фильм. В результате группа Marko Haavista&Potahaukat сменила название и стала называться, как и в фильме, Salvation Army Band, гастролирует по всему миру вместе с премьерой фильма и приобретает вполне заслуженную популярность.
Саундтрек-то получился блестящий.
Хаависта – прекрасный певец, его голос – глубокий, нервный и бархатистый – напоминает Элвиса и еще многих титанов поп-музыки XX века. Он поет отличные простенькие песенки по-английски и по-фински. Очень простые и наивные, с элементами кантри, рока, польки и еще бог знает чего, с запоминающимися мелодиями и простыми гитарными аранжировками, они западают в душу и щекочут нервы. Кроме того, и поведение группы на концертах достаточно симпатично. Молодые люди в пиджаках и бабочках делают свое дело со звериной серьезностью – настолько звериной, что в этом чудится какой-то подвох. Это такой способ делать шоу – когда нарочито сдержанное, «горячее финское» поведение превращается в театрализованное представление.
Гастроли будут неразрывно связаны с прокатом фильма. Первый концерт состоится перед премьерой в «Киноцентре», во время остальных либо фильм будет показываться без звука параллельно с выступлением «Оркестра Армии Спасения», либо предварять или, наоборот, закрывать концерт. Соответственно, лучше подгадать так, чтобы попасть в клуб с киноэкраном, потому что в ОГИ надеяться посмотреть хорошее кино не приходится – условия не позволят.
26 февраля, 19.00 — «КиноЦентр» (премьера фильма), Дружинниковская ул., д. 15.
27 февраля, 20.30 — «Клуб на Брестской» 2-я Брестская ул., д. 6 (вход со стороны 1-й Брестской ул.).
27 февраля, 23.00 — клуб «Китайский Летчик Джао-Да», м. «Китай-Город», Лубянский пр-д, д. 25, стр. 1.
28 февраля, 21.30 — клуб «Discovery», ул. Новокузнецкая, д. 24, стр. 2.
1 марта, 22.00 — клуб «Проект ОГИ», Потаповский пер. д. 8/12.