Государственная дума утвердила в первом чтении правительственные поправки к закону «Об организации страхового дела в РФ». Самая заметная поправка — введение разделения страховых компаний: одни – осуществляющие личное страхование, в первую очередь страхование жизни, другие – имущественное страхование. Эта норма, по словам представлявшего закон замминистра финансов Михаила Моторина, «направлена на защиту интересов страхователей и застрахованных граждан от возможных случаев банкротства страховщиков и потери длительных пенсионных накоплений».
Тем не менее, по имеющимся у «Газеты.Ru» сведениям, сам Михаил Моторин не сторонник разделения страхового рынка в ближайшей перспективе. Как сказал наш источник, «он сам не рад докладу».
Вокруг этой, на первый взгляд технической, нормы идёт ожесточённая подковёрная борьба.
Зампред фракции СПС в Думе Борис Надеждин сообщил «Газете.Ru», что, по его догадкам, разделение пытаются навязать иностранные компании, которые надеются выйти на российский рынок после вступления России в ВТО: «Моя гипотеза, что ноги растут оттуда».
Как отметил представитель комитета Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Коваль, ко второму чтению положения, связанные с разделением страховых компаний по видам специализации, «необходимо доработать». В последовавшем позже заявлении Всероссийского союза страховщиков, который он и возглавляет, предлагаются конкретные «доработки». Главное – установить «переходный период до трёх лет» до вступления в силу этой поправки. Иначе – «реализация положения технически невозможна в установленные сроки и экономически нецелесообразна, так как поставит большинство страховых компаний в трудное финансовое положение».
Зампред этого же комитета Владимир Тарачёв ещё более пессимистичен. По его мнению, минимальный переходный период должен составлять 8-10 лет, да и то это «недостаточно для того, чтобы российские компании встали на ноги». Владимир Тарачёв считает, что ключевым будет второе чтение законопроекта, во время которого будут вноситься основные поправки.
Представитель редкого для российского рынка вида страховщиков, поддерживающих быстрое разделение компаний по признаку «жизнь — не жизнь» статс-секретарь «Росгосстраха» Игорь Игнатьев относится к вопросу проще: «Разделение принято во всем мире, это цивилизованный путь. Разные виды — разные деньги. Мы приветствуем этот путь. Если закон будет принят, мы просто выделим в компании два юридических лица».
Еще один концептуальный пункт законопроекта, вокруг которого развернутся лоббистские войны, — увеличение уставного капитала страховых компаний. Их минимальный уставный капитал, по документу, должен составлять 30 млн рублей, сейчас же это только 2,5 млн. Причем законопроектом вводятся коэффициенты по видам страхования. Например, для компаний, занимающихся страхованием жизни, коэффициент – 2, то есть минимальный уставный капитал составляет 60 млн, а для компаний, специализирующихся на перестраховании, вообще 4.
По данным Минфина на 1 января 2003 года, из 1405 зарегистрированных компаний только 15% удовлетворяют требованиям законопроекта. Так что, если он будет принят в настоящем варианте, страховой рынок ждут потрясения.
Мнение на этот счет крупных страховщиков вполне предсказуемо. «Это нормальный экономический процесс, и подобная мера не приведет ни к чему, кроме оздоровления рынка», — заявил «Газете.Ru» замгендиректора «Росгосстраха» Анатолий Айдаков. По его словам, на Западе капитализация страховых компаний составляет сотни миллионов долларов, от российских ничего подобного не требуют. Зато устойчивость и надежность страховых компаний повысится.
Вот и заместитель генерального директора Группы «АльфаСтрахование» Александр Башмачников поддерживает увеличение уставных капиталов. По его данным, первая сотня крупных компаний контролирует 80% рынка: «Мелкие страховые компании обслуживают интересы региональных администраций, осуществляют скорее вспомогательные функции или работают на конкретные предприятия». Кроме того, как считает Александр Башмачников, мелкие страховщики, как правило, не располагают сбалансированным портфелем, что подразумевает большой риск их неплатежеспособности.
Борьба за передел российского страхового рынка объёмом более $10 млрд в год только начинается. Иностранные компании были бы не против превратить Россию в аналог Венгрии, где национальных фирм практически не осталось. С другой стороны, отечественные локальные «монстры» с капиталами в сотни миллионов рублей хотели бы «расчистить» поле от мелочёвки, портящей статистику, — компаний с капиталом в 4-5 млн руб. Депутатам же, в свою очередь, повезло поучаствовать в этом процессе. Так что игроки приготовились к серьёзной борьбе, потребителю же остается ждать, чем всё это закончится.