Сказку «Король-олень» написал Карло Гоцци. Для Театра им. Вахтангова, в котором петербургский режиссер Григорий Дитятковский поставил «Короля-оленя», это немаловажно. Вахтанговский театр начался с Гоцци, правда с другой его сказки, с поставленной в 1922 году Евгением Вахтанговым «Принцессы Турандот». С тех самых пор драматургия знаменитого венецианца театр не особо интересовала. И вот, спустя восемьдесят лет вторая попытка.
Григорий Дитятковский сделал все, чтобы о яркой природе «Турандот», ее бойкой театральности масок комедии дель-арте, публика забыла навсегда. «Король-олень» полная противоположность сказочной принцессе. Спектакль Дитятковского сумрачен, неспешен, полон многозначительных хореографических поз и дышит атмосферой близкорасположенного моря. В тексте Гоцци, правда, намеков на море никаких, но зато на сцене подобие зимней водной стихии смотрится очень эффектно.
Плеск волн и остовы кораблей создаются с помощью длинных деревянных реек, придуманных в качестве декорационного решения постоянным соавтором Дитятковского художником Эмилем Капелюшем. Эти рейки имеют способность относительно бесшумно двигаться по сцене и изображать колебание морских волн или ветки лесных деревьев. Вся эта конструкция вместе с огоньками, сценическим снегом и туманом (художник по свету Глеб Фильштинский) чарующе прекрасна, особенно в те моменты, когда она не загораживает лица актеров.
Впрочем, об этом режиссер вполне позаботился — многие передвигаются по сцене на ходулях, так что никакими деревяшками их не затмишь. Тем более, что актеры не просто ходят, а еще и вполне натурально стреляют. (Каждый выстрел и подобный ему пиротехнический фокус обходится театру Вахтангова в 7 долларов).
Что же до самого сказочного сюжета, про короля, который искал себе верную жену с помощью магического истукана, а когда, наконец, нашел, был коварно превращен завистником в оленя, то он интерпретирован не так ярко и красочно. Что ставил режиссер - философскую притчу, или добрую рождественскую историю о всепобеждающей любви, или мюзикл (артисты временами прекрасно поют бойкие песенки) так и осталось неясным. Зачем-то бродит по сцене косматый старик Чиголотти (Александр Рыщенков) и морочит головы зрителей длинными и ничего не значащими сентенциями о времени и о себе. Зачем-то с высоты спускается ржавая панель с неведомыми никому письменами, а слуги просцениума — мальчики в белом - сопровождают ее многозначительным и торжественным эскортом.
Все герои очень любопытно костюмированы. Министры сказочного королевства наряжены как руководящие работники партии и правительства образца 50-х годов, в каракулевые шапки-пирожки и драповые пальто. Девушки - в скромные платьица воспитанниц благородного пансиона. Сам король Дерамо в очень достойном исполнении Сергея Епишева (играющего первую главную роль на Вахтанговской сцене) одет в элегантный смокинг. А его возлюбленная Анджела (Марина Есипенко) в финале выходит в платье Мэрлин Монро и исполняет со своим спасенным от злых чар возлюбленным изысканный медленный фокстрот. До их последних па смысл этих многочисленных режиссерских умствований и отсылкок к разным эпохам так и остается не понятен.
Однако, в качестве борьбы со скукой это разностилье очень уместно. Три часа можно наслаждаться созерцанием движения декораций по сцене, интеллектуальной игрой в считывание метафор и угадыванием художественных образов. Ведь кроме умных культурологических ребусов в постановке Григория Дитятковского ничего нет. Даже оленя.
1 февраля в 18.00 на сцене театра им. Вахтангова