Об итогах целой серии судебных процессов Сапармурат Ниязов рассказал в эфире туркменского телевидения. «Прошли суды. 46 человек осуждены. Есть еще 5-10 участников, но сейчас мы не будем их искать», — сообщил туркменбаши. Никаких подробностей не последовало. Ниязов исчез с экранов, так и не объяснив, кто эти люди, какие приговоры они получили, когда будут искать остальных и почему их не нашли сейчас.
Напомним, президентский кортеж был обстрелян 25 ноября в самом центре Ашхабада, неподалеку от президентского дворца. Перегородив дорогу на перекрестке, «КамАЗ» отсек бронированный лимузин Ниязова от машин сопровождения. Именно они и попали под обстрел, а Туркменбаши промчался вперед, даже не заметив, что его пытались убить. Нападавшие стреляли из автоматов Калашникова и карабинов. Несколько охранников получили ранения.
Недолго думая, туркменская прокуратура обвинила в покушении бывшего министра иностранных дел Туркмении Бориса Шихмурадова, скрывавшегося в России. 25 декабря Шихмурадов сдался властям.
Спустя несколько дней он сознался во всем. Он рассказал, что в России занимался «употреблением наркотиков», а, вернувшись в Туркмению, тайно жил у узбекского посла Абдурашида Кадырова.
Шихмурадова приговорили к пожизненному заключению. Жив ли он сейчас, не знает даже его сестра Лариса. «Никто из родственников в последнее время не видел его живьем», — рассказала она в интервью «Газете.Ru». В признания брата, прозвучавшие после его ареста, Лариса Шихмурадова не верит: «Человек, который работал вице-премьером и министром иностранных дел, не может себя оговаривать такими глупостями, не может говорить, что он мафиози или наркоман». «Даже по телевизору было видно, что он замучен физически», — заключила она.
Предположения о пытках при допросах прозвучали и после моментальных признаний во всех грехах главы медицинской корпорации «Гайрат» Гуманча Джумаева, бывшего туркменского консула в Афганистане Аннадурды Аннасахатова и Нурмухаммеда Оразгельдыева. В отрывках, показанных по туркменскому телевидению, они каялись в совершенном преступлении и требовали для себя наказания. По версии спецслужб, организатором операции был Джумаев, а Аннасахатов и Оразгельдыев встретили своего идейного руководителя Шихмурадова в городе Туркменбат и привезли его в Ашхабад.
Напрямую о пытках, которые практикуют туркменские спецслужбы, заявил официальный представитель госдепа США Филипп Рикер: «У нас имеются заслуживающие доверия сообщения о пытках и жестоком обращении с подозреваемыми. Туркменские власти арестовали родственников членов оппозиции и активистов движения «Гражданское общество», не имеющих явной прямой связи с нападением».
А ОБСЕ обвинила государственные СМИ Туркмении в использовании «сталинских методов».
Надо сказать, что в деле о покушении на «отца всех туркмен» не обошлось и без российского следа. Практически сразу туркменские власти сообщили о трех россиянах, замешанных в покушении, – чеченцах Руслане Садуллаеве, Магомете Нуралиеве и Амирбеке Бишоеве. Ниязов даже звонил Путину, чтобы решить их судьбу, но о чем договорились президенты, так и осталось тайной. Под ударом оказались и несколько российских журналистов, которых упомянули в своих признаниях арестанты.
Судебные процессы закончились, 46 человек осуждены. Их судьба и будущее их родственников неизвестны.