Выступая сегодня на пресс-конференции, министр юстиции Юрий Чайка заявил, что в Чечне есть все условия для проведения референдума по конституции республики, который намечен на 23 марта. По его данным, там уже действует полноценная система органов юстиции, в частности, работают нотариаты, адвокатуры, а также система исполнения уголовных наказаний.
Минувший ночью проверять справедливость этих слов в Чечню отправился докладчик ПАСЕ лорд Джадд. В аэропорту Минеральных вод его встречали глава чеченской администрации Ахмад Кадыров и федеральный министр по делам Чечни Станислав Ильясов. Они тоже говорили о той пользе, которую должен принести чеченцам конституционный референдум.
«Два с половиной года назад мы провели в республике выборы президента России, причем в более сложных условиях, — сказал лорду Ахмад-Хаджи Кадыров. — Сейчас обстановка гораздо спокойнее, хотя стопроцентную гарантию безопасности нельзя дать не только в Чечне, но и в любой другой стране мира».
Кадыров обещал Джадду охватить референдумом палаточные лагеря в Ингушетии, но предупредил, что московская диаспора не сможет высказать свое мнение по поводу будущей конституции: «Речь идет примерно о 17-ти тысячах человек. Мы не можем искать людей в частном секторе, как и не можем искать их в других регионах России».
Ильясов, в свою очередь, подсчитал, сколько денег потребуется на проведение референдума: как минимум 60 млн руб.
Он объяснил лорду Джадду, на что будут потрачены эти деньги: на печать бланков для голосования, на их доставку и охрану (накануне охранять выборы вызвался штаб Объединенной группировки войск), а также на агитационные работы. Как будет проходить агитация, министр не объяснил. «Речь идет о затратах федерального бюджета, в республиканском такая статья расходов не предусмотрена», — подчеркнул он, добавив, что сумма была оговорена с председателем ЦИК Александром Вешняковым, который накануне специально прилетал в Грозный.
Как раз в это время лорд Джадд встречался в Москве с российскими правозащитниками.
Те отзывались о предстоящем референдуме, мягко говоря, скептически. Говорили, что нельзя проводить голосование, когда в Чечне так много военных. Активисты фондов «Мемориал» и Human Rights Watch упирали на то, что зачистки, комендантский час и блокпосты мешают вести агитацию (на которую Ильясов уже готов дать миллионы рублей). Главная же претензия — конституция ничего не изменит. Правозащитники снова докладывали об обнаружении трупов чеченцев, пропавших после зачисток.
Лорд Джадд внимательно выслушал правозащитников — так же, как выслушал и спикера Госдумы Геннадия Селезнева, который вчера хвалил референдум.
Джадд сказал, что ему лично понравился проект конституции, который, по его словам, прочитал от начала до конца.
«Очень интересно», — заявил докладчик ПАСЕ. В Чечне лорд Джадд должен провести сутки, кроме того, заедет в Ингушетию, в лагеря беженцев, после чего вернется в Москву и расскажет о своих полевых впечатлениях. Вместе с впечатлениями о будущей чеченской конституции они лягут в основу его нового отчета, от которого во многом зависит, признает ли Европа демократические преобразования в мятежной российской республике.