В пятницу в Тверском суде столицы продолжились слушания по искам 24 бывших заложников ДК на Дубровке к московскому правительству на общую сумму в $23 млн 450 тыс. К их рассмотрению суд приступил накануне, но из-за нехватки времени успел выслушать показания лишь трех заявителей. Перед тем как их допросить, суд рассмотрел и отклонил большинство ходатайств адвоката потерпевших Игоря Трунова, которые касались самых существенных для защиты вопросов.
Сегодняшнее заседание также началось с заявления очередного ходатайства: истица Татьяна Карпова, чей сын Александр погиб после штурма здания, попросила об отводе судьи.
По мнению Карповой, на судью Марину Горбачеву оказывается давление, а потому ей следует «не брать грех на душу и передать дело независимому судье».
Истица также указала на необходимость вести аудио- и видеозапись показаний пострадавших, из-за того что секретарь суда не успевает их записывать. Однако, рассмотрев эти требования, судья отклонила ходатайства, а затем приступила к допросу Карповой, ее мужа Сергея и сына Ивана. Свой рассказ о перенесенных страданиях истцы подкрепили требованием увеличить сумму компенсации за гибель их сына в два раза, то есть до $2 млн.
После этого суд заслушал показания бывшего сторожа ДК на Дубровке Николая Любимова, которого террористы три дня удерживали в заложниках.
Прежде чем отвечать на вопросы судьи и адвокатов, истец обвинил представителей столичных властей в психологическом давлении на тех, кто требует компенсации в связи с терактом.
Он сослался на ряд заявлений московских чиновников, которые считают, что выплаты по искам пострадавших разорят городской бюджет и ударят по кошелькам других граждан. В частности, Любимов напомнил слова спикера Мосгордумы Владимира Платонова о том, что если материальные требования пострадавших в теракте на Дубровке будут удовлетворены, то в столице подорожают продукты. «Если Платонов скажет, что с сегодняшнего дня продукты в Москве не будут дорожать ни на копейку, то я сегодня же отзову свой иск», — заявил бывший заложник, оценивший свои страдания в $1 млн.
В течение нескольких часов Любимов говорил о том, что пережил во время захвата театрального центра и после освобождения, и о том, что он испытывает сейчас.
Истец предоставил суду медицинские документы, подтверждающие, что после штурма ДК он поступил в Первую градскую больницу в состоянии глубокой комы. Врачи боролись за его жизнь около 10 часов, и после месяца стационарного лечения 71-летний Любимов был выписан. Из-за пережитого у него отнялась левая рука, нарушен сон, появилась боязнь замкнутых помещениях. Бывший заложник также сообщил, что получил от правительства Москвы материальную помощь в размере 50 тыс. рублей, но уже потратил эти деньги на одежду и лекарства.
Предполагалось, что в пятницу будет допрошено более 30 заявителей по искам к правительству Москвы, однако, как сообщил «Газете.Ru» адвокат Игорь Трунов, ход процесса, скорее всего, скорректирует планы суда. Пока к производству приняты иски от 61 пострадавшего от теракта на общую сумму в $59 млн 784,5 тыс.