В четверг адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы бывших заложников ДК на Дубровке и их близких в Тверском суде столицы, рассказал «Газете.Ru», что первые судебные решения серьезно пошатнули позиции защиты на начавшемся процессе. На заседании, где началось рассмотрение первых 24 исков пострадавших, были отклонены практически все ходатайства адвоката, касающиеся ряда существенных для истцов вопросов — начиная с места проведения процесса и заканчивая присутствием на суде экспертов и свидетелей. Напомним, что в первую очередь Трунов заявил ходатайство об отводе состава суда, сославшись на то, что Тверской суд финансируется за счет столичной мэрии, которая является ответчиком по искам. Опасаясь необъективности суда, он просил перенести слушания дела в Верховный суд или один из судов Подмосковья. Это ходатайство осталось без удовлетворения.
В качестве доказательства справедливости требований заявителей
адвокат планировал приобщить к делу аудио- и видеоматериалы, в том числе и пленку, снятую самими террористами во время захвата ДК. Но суд не счел необходимым привлекать эти данные к делу. Съемки, сделанные во время захвата заложников и операции по их освобождению, а также документы из оперативного штаба и аудиозаписи переговоров с террористами по решению суда также не будут фигурировать в материалах дела.
Кроме того, судья Марина Горбачева отказалась удовлетворить ходатайство защитника о вызове на процесс и допросе экспертов и свидетелей. В частности, речь шла о заместителе министра внутренних дел России Владимире Васильеве и докторе Леониде Рошале, показания которых могли бы дать более полную картину событий на Дубровке. Суд постановил, что в этом также нет необходимости.
Отказав в самых значимых для защиты ходатайствах, судья, тем не менее, согласилась перенести заседания в большой зал здания Тверского суда, чтобы на них смогла присутствовать пресса. Журналистам позволили вести аудиозапись процесса, но телеоператорам вход в зал запрещен.
Кстати, по мнению Трунова, в сложившейся ситуации давление СМИ является чуть ли не последним оружием защиты интересов экс-заложников и их родных.
Ведь по закону отказ в ходатайствах может быть обжалован только в том случае, если он приостанавливает ход судебного процесса. Однако в данном процессе этого не произошло, поэтому Трунов не сможет добиться удовлетворения своих требований. Правда, адвокатам разрешено подавать новые прошения, но к тому же суду, так что рассчитывать на их признания не приходится.
Трунов признал, что сегодняшние решения Тверского суда фактически лишили его доказательной базы на процессе.
«Показания независимых свидетелей и экспертов являются весомыми аргументами. Поскольку мы их не услышим, остаются только личные объяснения заявителей о том, какие моральные и физические страдания они понесли. Однако мнение истцов, требующих компенсации, как правило, не кажется суду достаточно объективным», — отметил адвокат. По его словам, процесс по искам жертв теракта можно считать завершенным — выслушав показания всех пострадавших, Тверской суд определит размер компенсации ущерба, если опять-таки сочтет необходимым. По закону адвокаты смогут опротестовать это решение в кассационном порядке после завершения процесса.
Трунов также сообщил, что суд успел заслушать 3 из 24 заявителей, чьи иски должны были рассматриваться в четверг. Решено, что остальные истцы из этой группы будут свидетельствовать в пятницу 17 января, хотя на этот день назначено рассмотрение еще 21 иска и предварительные слушания по искам других пострадавших.
Напомним, что сейчас среди заявителей числится 61 человек, а общая сумма требуемой компенсации достигла $59 млн 784,5 тыс. Все иски объединены в одно судопроизводство и будут рассматриваться поэтапно.