В пятницу стало известно, что всемирно известное ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область), которое занимается переработкой отработавшего ядерного топлива, остановилось. Как сообщил журналистам генеральный директор ПО «Маяк» Виталий Садовников, деятельность предприятия прекращена с 1 января. У «Маяка» 31 декабря 2002 года истек срок действия лицензии на эксплуатацию комплекса с ядерными материалами, предназначенного для радиохимической переработки облученного ядерного топлива.
Лицензию на деятельность предприятия продлевает Госатомнадзор. Однако ведомство отказало «Маяку» в выдаче лицензии на 2003 год. Как пояснили «Газете.Ru» представители ГАН, предприятие продолжает сброс среднеактивных и низкоактивных отходов в озеро Карачай и водоемы Теченского каскада, что грубейшим образом нарушает федеральный закон «Об охране окружающей среды».
По словам сопредседателя антиядерной кампании «Экозащита!» Владимира Сливяка, ПО «Маяк» и раньше работало с нарушением закона «Об охране окружающей среды». К тому же предприятие требует капитального ремонта, так как часть основного оборудования пришла в негодность. В частности, не работает печь остекловывания ОЯТ. «Однако, — подчеркнул Сливяк, — госатомнадзор никогда не мог по собственной инициативе прекратить его деятельность, так как не обладал достаточной политической силой. Так как в последнее время ситуация с реальным статусом ГАН практически не изменилась, то, возможно, произошли сдвиги в мышлении руководителей государства».
Гендиректор «Маяка» утверждает, что нарушений в деятельности завода нет. Предприятие располагает выделенными Министерством природных ресурсов (МПР) временными лимитами водопользования, которые фактически разрешают сливать в водоемы радиоактивные отходы в период с 2000 по 2005 годы.
В министерстве ситуацию комментировать отказались, потребовав официальный запрос на бумаге и пообещав рассмотреть его «в начале будущей недели». Однако, как удалось узнать «Газете.Ru» от высокопоставленного источника в правительстве России, МПР действительно выдавало данное разрешение «Маяку». Как пояснил источник, согласно положению о министерстве, оно не имеет права давать разрешение на размещение ОЯТ на территории России, однако может разрешить предприятию сброс определенного количества воды в водоем. На основании этого юридического казуса МПР и выдавало ПО «Маяк» разрешение на сброс радиоактивной воды в речку Течу и озеро Карачай. Однако, как пояснил источник, перед самым Новым годом в ГАН пришло письмо за подписью одного из замминистра МПР, в котором министерство фактически отказывается пользоваться этим казусом в дальнейшем. Более того, обещает его устранить. Так что больше ПО «Маяк» воспользоваться им не сможет.
Полностью, конечно, остановить комбинат пока невозможно – это может привести к серьезным авариям и еще большему радиоактивному заражению местности. Пока приостановлены лишь получение и загрузка в цикл переработки новых тепловыделяющих элементов. Однако ОЯТ, уже включенные в технологическую схему, нужно дообработать.
Некоторые информационные агентства со ссылкой на специалистов в атомной отрасли передают, что остановка завода может также осложнить деятельность российских атомных электростанций и атомного флота, которые десятилетиями отвозят в Озерск отработанное топливо на регенерацию. Однако, по сведениям «Газеты.Ru», полученным параллельно в Минатоме и в ГАН, ПО «Маяк» и в лучшие годы мог переработать только 400 тонн ОЯТ. За 2001 год смог утилизировать только 162 тонны, а за 2002-й – чуть больше сотни тонн.
Как пояснили «Газете.Ru» сотрудники Курчатовского института, если на ПО «Маяк» какое-то время не будут поступать новые тепловыделительные элементы с ОЯТ, то ничего в этом страшного нет. Скорее, наоборот. Чем дольше ОЯТ хранится во временных хранилищах до поступления на перерабатывающий завод, тем менее дорогостоящей становится его переработка. Это связано с тем, что с течением времени распадается все больше наиболее «горячих» (короткоживущих) изотопов – основных источников радиоактивного заражения.
Впрочем, по словам пресс-секретаря главы Минатома Николая Шингарева, никакого политического давления в данном случае нет. Более того, в министерстве уверены, что скоро предприятие снова заработает. «Альтернативных вариантов для сброса воды все равно нет, — говорит пресс-секретарь. — К тому же сейчас на предприятии строится новый комплекс очистных сооружений для очистки воды от радиоактивных веществ. Печь для остекловывания они уже починили. И сейчас ведутся переговоры о продлении лицензии».