Хидирова задержали в 1-й городской больнице Махачкалы, где он попытался получить медицинскую помощь в связи с пулевым ранением. Ранен боевик был совсем недавно, в Чечне во время боестолкновения с федеральными подразделениями. Как утверждают представители прокуратуры Дагестана, Хидиров в первые же часы после ареста дал показания, «изобличающие преступную деятельность полевых командиров из ближайшего окружения Аслана Масхадова». По данным «Интерфакса», Хидиров, в частности, рассказал о том, как воевал в отрядах Халилова и Закаева. Показания о деятельности этих полевых командиров Хидиров уже дал на допросах в прокуратуре.
Он подтвердил факты, уже известные правоохранительным органам в отношении Закаева, а также сообщил кое-какие неизвестные до сих пор детали.
С задержанием Хидирова у Генпрокуратуры появляется еще больше оснований требовать от британских властей выдачи российскому правосудию Ахмеда Закаева, который по решению британских иммиграционных властей пока находится под домашним арестом (у него отобран паспорт и он не может легальным путем покинуть страну).
Впрочем, судьба Закаева в ближайшее время может быть отодвинута на задний план другим, более громким скандалом с чеченским подтекстом. По информации ИТАР-ТАСС, властями США «в рамках борьбы с финансированием терроризма блокированы активы Международного благотворительного фонда, работавшего, в частности, в Москве и Грозном». Имя фонда не называется. Другие источники эту информацию российского агентства не подтверждают, но и не опровергают. Самостоятельные попытки «Газеты.Ru» найти название фонда и установить лиц, с ним связанных, также не увенчались успехом: в сборнике правительственных документов Federal Register, на который ссылается ИТАР-ТАСС, соответствующий документ найти не удалось (сборник доступен в интернете). Так что пока не ясно, что за фонд имеется в виду, но сама по себе новость может вылиться в большой скандал.
Опрошенные «Газетой.Ru» российские правозащитники понятия не имеют, счета каких из их коллег арестованы американскими властями. «Мы ничего о таком фонде не слышали», – сказали нам в информационном центре Московской Хельсинкской группы. «Насколько нам известно, в последнее время, кроме миссии ОБСЕ, ни у одной международной организации не возникало проблем в Чечне», – сообщили в фонде «Мемориал».
Не исключено, что действия администрации США каким-то образом связаны с проблемами, которые возникли в Чечне у Организации по безопасности и сотрудничестве в Европе.
31 декабря российские власти объявили о том, что сотрудники миссии должны покинуть свой офис в чеченском селе Знаменское. «К сожалению, не все наши партнеры оказались готовы в полной мере осознать новые реалии, складывающиеся в Чечне», – заявил по этому поводу глава МИДа Игорь Иванов. «Это привело к тому, что до 31 декабря нам так и не удалось согласовать новый мандат группы ОБСЕ», – добавил официальный представитель дипломатического ведомства Александр Яковенко.
Понятно, что за дипломатическими формулировками скрывается обвинение в скрытых симпатиях к сторонникам Аслана Масхадова. Это обвинение обосновано лишь отчасти. Действительно, раньше ОБСЕ активно вмешивалась в российско-чеченское противостояние.
%При посредничестве главы миссии Тима Гульдиманна в 1996 году состоялась встреча президентов Бориса Ельцина и Зелимхана Яндарбиева, а затем под контролем ОБСЕ был подписан хасавюртовский мир и прошли выборы, на которых победил Масхадов.
Однако после возвращения в Чечню в июне 2001 года европейцы отказались от активной политической роли, сосредоточившись на гуманитарных программах. На торжественном открытии офиса в Знаменском, которым руководил тогдашний представитель президента по правам чеченцев Владимир Каламанов, говорилось даже о курсах иностранных языков и компьютерных кабинетах в школах.
Удалось ли реализовать эти планы, неизвестно. Главное, что соратники Масхадова оказались страшно разочарованы деятельностью ОБСЕ во время второй чеченской кампании и сейчас говорят о закрытии миссии со злорадством. Например, Ахмед Закаев заявил в интервью одному из чеченских сепаратистских сайтов: «Если на протяжении трех лет европейские наблюдатели неизменно отмечали тенденцию к улучшению ситуации по соблюдения прав человека в Чечне, то теперь российское руководство и задалось вопросом, сколько можно говорить о тенденции – пора признать процесс завершенным».
Но если чеченским боевикам миссия ОБСЕ не нужна, то международное сообщество выразило крайнее огорчение решением Москвы.
Западные газеты пишут, что Россия хотела ограничить мандат возможностью предоставления материальной помощи и исключить из него функцию наблюдения за правами человека. А политики более осторожно подчеркивают, что разрыв отношений только затруднит взаимопонимание между Москвой и европейскими столицами в таком сложном вопросе, как чеченский. Действующий председатель ОБСЕ Йаап де Хооп Схеффер заявил сегодня, что продолжит переговоры с главой МИД России Игорем Ивановым: «Если бы ОБСЕ смогла продолжить свою миссию в Чечне на условиях, устраивающих обе стороны, то такая работа внесла бы свой позитивный вклад в снижение нестабильности, содействие безопасности и соблюдение законности в этой части России». Накануне к переговорам о сохранении миссии ОБСЕ в Чечне подключились США. «Администрация президента США занята срочным поиском подходящей формулы», – сообщил на регулярном брифинге официальный представитель госдепартамента Ричард Баучер. Наконец, глава российского МИДа сам не исключил, что с руководством ОБСЕ удастся договориться о таких параметрах мандата, который не позволит европейцам мешать России устанавливать такой порядок в Чечне, который она считает нужным.