Об успехе экспериментов по клонированию сообщила несколько часов назад глава американской компании Clonaid Брижит Буаселье. По словам ученого, первый клонированный ребенок (это девочка) появился на свет в четверг путем кесарева сечения. Роды прошли прекрасно, без каких-либо осложнений. Состояние новорожденной не вызывает опасений. В телефонном разговоре с агентством AFP Буаселье отказалась сообщить обстоятельства и место рождения клона, заявив, что она созывает пресс-конференцию в пятницу в Майами (штат Флорида).
Впрочем, многое из того, о чем Буаселье не распространяется, уже не секрет. На прошлой неделе она сама объявила, что первый клонированный ребенок уже на подходе, что это будет девочка и что она родится на территории Канады. «Газета.Ru» подробно комментировала заявления Буаселье в материале «Первый клон будет канадцем» (http://www.gazeta.ru/2002/12/20/pervyjklonbu.shtml). Наконец, Буаселье заявила, что на подходе еще девять человеческих клонов. Четыре из них должны родиться к концу февраля, остальные – в течение следующего года.
Ожидается, что на сегодняшнем брифинге будут представлены подробные видеоматериалы; известно, что одна из американских кинокомпаний вела киносъемку будущей матери в течение двух недель, засняв в том числе и процесс родов. Кроме того, Буаселье представит на брифинге свидетельства «независимого эксперта». Он должен подтвердить, что ДНК новорожденной и ее генетической матери соответствуют. Самого клона на пресс-конференции, вероятнее всего, не продемонстрируют. Вряд ли это произойдет и в обозримом будущем. Коллеги Буаселье (в частности, доктор Антинори) обещают продемонстрировать новорожденных клонов лишь через два года после их появления на свет.
Как бы то ни было, Clonaid вошла в историю. Новостные агентства проявляют к этой американской компании повышенный интерес, хотя еще неделю назад относились к клонологам со скепсисом. Причина тому – нетрадиционные религиозные воззрения ученых Clonaid. Компания была создана на деньги международной секты раелитов, считающей, что люди появились в результате экспериментов по клонированию, которые проводили инопланетяне, а также уверовавшей в то, что посредством клонирования был возрожден Иисус. Основатель секты, некий Раель (он же французский журналист Клод Ворийон) живет в Квебеке, называет себя пророком и верит, что клонирование обеспечит бессмертие человечества. Clonaid существует на деньги раелитов, все ее сотрудники разделяют идеологию секты. Буаселье, например, помимо работы в области генетики является священником этого религиозного объединения.
Clonaid – лишь одна из трех западных фирм, пообещавших произвести клонирование человека в течение этого года. В апреле итальянский ученый Северино Антинори объявил о первых успехах в экспериментах по клонированию. На прошлой неделе он дал интервью, в котором заявил, что первый человеческий клон родится в январе 2003 года в Сербии. Но уже через день Антинори отказался от своих слов, сказав, что никакого интервью никому не давал. Сейчас доктор продолжает утверждать, что роды пройдут в начале января, не раскрывая места завершения экспериментов.
Наконец, третья команда клонологов представлена доктором Панайотисом Завосом, президентом компании «Диагностические лаборатории Завоса», расположенной в американском штате Кентукки. Завос неоднократно заявлял, что начинал опыты по клонированию человека вместе с Антинори, но что они прекратили совместную деятельность еще в сентябре. В прошлом Завос не единожды уличал Антинори во лжи. По его словам, Антинори дезинформирует общественность ради дешевой популярности. Месяц назад Завос объявил о начале собственной программы клонирования. По его словам, уже собран генетический материал для его дальнейшего внедрения в яйцеклетку нескольких женщин. Процедуру имплантации клонированных эмбрионов Завос планирует провести в следующем году.
Однако команде Буаселье удалось украсть пальму первенства как у своих итальянских, так и американских конкурентов. Впрочем, говорить о соревновании клонологов можно лишь условно. Несмотря на постоянные взаимные выпады, Антинори, Завос и Буаселье, по некоторым данным, находились в постоянном контакте друг с другом и старались обеспечить максимальный уровень секретности своих работ.