Министерство культуры, покончив с мелкими проблемами вроде затопленной после пожара Консерватории, всерьез занялось возрождением российской национальной культуры и вручило 18 декабря свежеучрежденную премию «Душа России» — за заслуги в развитии народного творчества.
Церемонию обставили с помпой и явлением министра культуры. Не обошлось, правда, и без накладок – лауреатов и гостей Московского дома народного творчества, роскошного особняка в псевдорусском стиле в районе Покровских ворот, принимали в крошечном предбанничке перед большим и удобным залом. Места в зале не нашлось из-за огромного бедного стола, в истинно народном духе накрытого водкой и бутербродами.
Лиха беда начало – в этом году было только пять номинаций: вполне заурядные народный танец, народное пение, народная музыка, народное декоративно-прикладное искусство, а также весьма экзотическая – народный сказитель, исполнитель эпоса. Особенность «Души России» в том, что заполучить ее могут не простые балалаечники, но лишь пропагандисты и учителя балалайного искусства, сеющие доброе и вечное в сердцах наших подпорченных рэпом и рейвом детей.
Церемонию провели по-быстрому, к каждому лауреату выходили дети, они же плясали и танцевали, Швыдкой раздавал медали и дипломы «Души России», а его подчиненные — нечто вроде подсвечника, хрустальный цветок на каменном бруске.
К медали, сертификату о российской душевности и вазе полагается еще и собственно премия – тридцать тысяч рублей, но об этом говорилось как-то тихо и стеснительно, причем только в коридоре.
Надо отдать должное экспертному совету под руководством Николая Калинина, худрука Национального оркестра народных инструментов им. Осипова, они не отдали все премии Бабкиной, а разыскали руководителей кружков из шести федеральных округов. Хотя сами кандидатуры вызывали некоторые вопросы.
Если к победителям в номинации «Народный танец» претензий быть не может –- какие могут быть претензии к Анатолию Музыкантову, основателю и бессменному руководителю ансамбля народного танца «Сувар» ДК тракторостраителей города Чебоксары, или к Валерию Шелякину, основателю и бессменному руководителю ансамбля народного танца «Раздолье», или даже к Алексею Филиппову, основателю и бессменному руководителю широко известного детского ансамбля «Калинка», пусть он и москвич?..
То же самое и с народным пением и прикладным творчеством – придраться не к чему. Однако с номинацией «Народная музыка» вышел небольшой прокол. Руководитель оркестра народных инструментов Тюменской области, седой и в бабочке, не привез свой оркестр в Дом Народного творчества, за что ему уже спасибо. А вот основатель и бессменный руководитель кемеровского ансамбля «Скоморохи» Александр Соловьев 1960-го года рождения совершил роковую ошибку. Пара с берестяными корзинами на голове (бравый мужик в усах и при баяне и разбитная девка со свирелями) выскочили сразу после того, как ушел уральский дирижер, и давай топать ногами, орать в голос и жарить на этом самом баяне, дудке, свирели и жалейке. Музыкой это было назвать сложно, уловить ритм – еще сложней. Однако мужественный Михаил Ефимович вручил берестяному дуэту его приз и вернулся на место с каменным лицом политика, когда-то отправившего «человека, похожего на генерального прокурора» гулять по российскому телеэфиру.
Главным аттракционом программы стал, конечно, исполнитель эпоса – любимый народный джангарчи Калмыкии, руководитель фольклорного центра в Элисте, сказитель-импровизатор и мастер горлового пения Владимир Окаевич Каруев.
Одетый в робу темно-красного цвета и войлочный колпак, Владимир Окаевич исполнил одно из народных сказаний, бряцая пальцами по загадочному народному инструменту, внешностью и звучанием напоминающему полено с натянутыми на него нитками.
Каруев оказался мастером горлового пения и даже умудрился спеть сам с собой дуэтом, одновременно выводя кудрявые рулады на верхних нотах и хриплый рев на нижних. Продолжалось это всего минут пять, и из полагающейся сотни куплетов народного сказания публике удалось услышать только восемь. Однако и это поразило воображение публики так, что даже невозмутимый политик Швыдкой по-аксакальски кивал в наиболее драматических местах. Эта номинация, кстати, самая политкорректная: русским, напрочь позабывшим настоящую народную традицию исполнения былин, ловить здесь нечего, и приз каждый раз должен уходить ко всяким чукчам и прочим малым народам.
Журналистов все действо проняло так, что они даже не бросились по обыкновению к водке после окончания церемонии. Закрыл ее опять-таки Швыдкой, сообщивший о колебаниях на коллегии Минкульта: раздумывали, мол, можно ли так пафосно называть премию балалаек и жалеек, — но потом приободрился и сообщил лауреатам, что именно они и есть русская душа.
Так вот ты какая, дорогая Владимир Окаевич!
В следующем году, кстати, к народным джангарчи и оркестрам бас-балалаек добавятся народные театры и художники. Хочется надеяться, что место для проведения церемонии выберут немного попросторнее.