Российская фантастика – штука забавная. Чеканных рядов пропагандистов бесклассового общества и популяризаторов достижений науки давно нет. Да и жанра «российская фантастика», в сущности, тоже. В книгах, издаваемых сегодня под лейблом «фантастика», сегодня можно найти не только космическую резню, магическое рукомашество и дрыгоножество или слегка припудренную эзотерику, но и исторический роман, культурологический трактат без всякой беллетризации, современную визионерскую прозу и бог весть что еще. Иногда в этом салате даже попадается что-то съедобное…
К примеру, писал Андрей Валентинов книжки фэнтези — обильно и иногда интересно, дописался даже до персональной серии в издательстве ЭСКМО. Но вот не сочинялось ему что-то про всяких греческих богов, испанских инквизиторов и колдунов. Пару недель назад выпустил он в той самой фантастической серии «Нить времен» книжку «Спартак». И обманул читателей. Нет, у Джованьоли ничего не украл, просто к фанатике книга имеет отдаленное отношение. Перед нами попытка исторического исследования про знаменитого фракийца, который в версии Валентинова фракийцем вовсе не был. Впрочем, сам писатель уверяет, что «Спартак» — не более чем предисловие к почти законченному настоящему роману. Ага, предисловие почти на 500 страниц… Хотя и увлекательно написанное. А от клонов Фоменко книгу отличает профессионализм автора: Валентинов все-таки — остепененный историк-античник.
Валентинов со своими историческими казусами — отнюдь не исключение, в русской фантастике ныне чего только не встретишь. Несколько месяцев назад Борис Стругацкий начал издавать толстый фантастический журнал «Полдень XXI века». Больше половины второго номера (третий должен выйти на днях) занимает «душевная повесть» Игоря Пронина «Мао». Объемный роман, названный повестью, не имеет отношения ни к автору изречения «Для меня главное, чтобы каждый китаец что-то кушал и чем-то какал», ни, опять-таки, к фантастике. Тусовался бы Пронин с «мэйнстримщиками» из толстых журналов, зваться бы ему «писателем новой прозы». Странствия русского солдатика по имени Мао по России, Афганистану, Тибету, США и Антарктиде в компании московского студента-узбека, неонациста и укуренного хиппи и под небесным покровительством убитого ими осла вызывают в памяти похождения Ивана Чонкина. Но в отличие от Войновича Пронин пишет не историческую сатиру, а смешной и грустный роман о мире, который, как обычно, вывернут. Вот только вывих этот вправить в отличие от Гамлета никто и не пытается. Может быть, поэтому слово «душевная» в подзаголовке оказывается неожиданно верным.
Однако принадлежность книги, написанной фантастом, к классической фантастике не означает, что она не интересна. Автор романа «Харизма», вышедшего в ноябре в серии издательства АСТ «Звездный лабиринт», Леонид Каганов гораздо больше известен как телесценарист, писавший почти для всех проектов «ОСП-студии», и сетератор, чьи стихи и рассказы рассованы по всему рунету как народное творчество. Сюжет «Харизмы» традиционен – у студента-программиста Лексы неожиданно проявляются нетривиальные возможности — умение отращивать отрезанные пальцы или демонстрировать волчью морду в самом что ни на есть буквальном смысле. Что, естественно, не остается безнаказанным… Юмор книги часто действительно смешон, до натужного хохмачества загнанного издателями Белянина автор пока не опускается, хотя «Харизме» явно все-таки не хватает легкости и блеска дебютной книги Каганова – сборника «Коммутация», который получил в прошлом году, кажется, все мыслимые фантастические призы. Так или иначе, у бывших студентов книга наверняка пойдет «на ура» — безалаберная студенческая жизнь выписана здесь настолько сочно, что ностальгию о времени хвостов, попоек и ночей, полных преферанса или беспорядочного секса, хочется немедленно залить пивом.