Премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар заявил в среду, что если не принять срочных мер по ликвидации последствий аварии танкера Prestige, стране грозит крупнейшая экологическая катастрофа. По словам министра, ежедневно из танкера вытекает в среднем по 125 тонн нефти. Эксперты установили, что утечка продолжается из девяти трещин в носовой части танкера и из пяти на корме. И специалисты пока не знают, как стабилизировать ситуацию.
Сейчас правительство рассматривает варианты действий по прекращению утечки. Специалисты, обследовавшие судно, подтвердили, что ситуация критическая. По их словам, если резервуары не разрушатся под давлением воды, то их содержимое будет выходить на поверхность моря до марта 2006 года. Председатель комиссии по расследованию причин катастрофы Эмилио Лора-Тамайо заявил, что из танкера, который вез 77 тыс. тонн нефтепродуктов, пока вытекло только 17 тыс. тонн (на месте, где затонуло судно, образовалось огромное нефтяное пятно площадью в 1 тысячу кв. км).
В ближайшие дни французская субмарина Nautile вновь приступит к обследованию затонувшего судна. Французские ученые опасаются, что под давлением глубинных вод резервуары танкера, в которых находится еще более 40 тысяч тонн тяжелых нефтепродуктов, не выдержат и «взорвутся». В таком случае, как сказал директор Французского центра по изучению загрязнения моря Мишель Герэн, может произойти «самая большая в истории экологическая катастрофа на море». По словам французов, после обследования затонувшего танкера они обнаружили сильные деформации корпуса, которые, как они полагают, могут привести к разрушению судна и выбросу 50 тысяч тонн нефти, все еще находящихся в трюмах. Как заявил специалист одной из нефтяных компаний, «столько нефти не может просто оставаться на дне; когда-нибудь она обязательно поднимется на поверхность».
«Мы полностью осознаем, что находимся перед лицом самой большой экологической катастрофы, которую когда-либо переживала Испания и должны быть готовы ко всему», — заявил премьер-министр.
При этом он признал, что «правительство, совершило ошибки», хотя «тут же постаралось их исправить». Аснар также сообщил, что пострадавшим от нефтяного загрязнения с понедельника уже выплачиваются компенсации, которые гарантированы и в будущем. В случае необходимости страна окажет всю необходимую помощь Галисии, заявил премьер.
Сейчас ученые смотрят, можно ли выкачать нефть с танкера со специальной плавучей платформы или каким-то образом заделать отверстия в танках. Параллельно продолжается очистка моря от нефти. По словам премьер-министра, с момента аварии убраны уже 14 тыс. тонн. На помощь добровольцам брошены армейские подразделения. В ближайшее время правительство планирует заменить первую партию добровольцев-спасателей военнослужащими, которые продолжат работу в зоне бедствия.
Напомним, что танкер Prestige раскололся на две части и затонул 19 ноября. Первое нефтяное пятно принесло к берегам испанской провинции Галисия примерно 5 тыс. тонн нефти. По данным экологов, с момента катастрофы погибли уже более 15 тыс. птиц. Сейчас в 400-километровой зоне вдоль побережья Галисии запрещен вылов рыбы и моллюсков. Без работы остались тысячи рыбаков.