Всего на конкурс, как уже сообщала «Газета.Ru», было представлено 120 вариантов гимна Союзного государства. Приглашенным для прослушивания экспертам в лице Никиты Михалкова и Иосифа Кобзона удалось заслушать менее половины подготовленных к сегодняшнему дню аранжировок. В самом начале мероприятия между Кобзоном и Селезневым разгорелась дискуссия, которая испортила спикеру праздничное настроение. Народная артист России и СССР никак не мог понять, зачем двум странам нужен еще общий гимн, когда у каждой из них есть свой собственный и весьма неплохой.
— Я благодарю Геннадия Николаевича за то, что пригласил меня на прослушивание. Получается, что государства еще нет, а гимн у нас уже народ пишет, — отметил Иосиф Давыдович без особого удовлетворения на лице. – Верно заметил тут на днях один мой коллега: все графоманы вооружились пером и разом высказали свои мысли. Гимн, конечно, несет что-то декларативное и пафосное, но хотелось бы, чтоб гимн был квинтэссенцией государственности.
Высказав это замечание, Кобзон поинтересовался у Селезнева, что будет с уже существующими гимнами как российским, так и белорусским.
— Ничего, — ответил спикер. — У нас теперь будет три гимна. А когда будут проводиться союзные мероприятия, на них будет звучать союзный гимн, который нам еще предстоит отобрать.
— Но в нашем гимне уже заложены слова и выражения, объединяющие два государства, например «союз вековой», «братский союз»? – парировал Кобзон.
— Это предмет долгой дискуссии, текст особенно, — отвечал Селезнев.
— Ну, может, нам так и написать в этом гимне: один куплет о Белоруссии, один – о России и последний, третий – о России и Белоруссии, о всех вместе? – не унимался Кобзон.
— Тема для дискуссии открыта. Может, мы все-таки послушаем? – не выдержал спикер.
Послушать оказалось, действительно, было что. Авторы музыки представляли гимны на манер вальсов, маршей и чуть ли не поп-блюзов. А один из вариантов по ритмике очень напомнил корреспонденту «Газеты.Ru» канкан. Не унимавшийся Кобзон тут же внес предложение слушать из каждого произведения только по одному куплету, чтобы не терять время. Члены комиссии согласились.
Среди первых представленных авторов числилась детская музыкальная школа № 4 города Ульяновска. Авторство музыки и слов оказалось коллективным. Но расслышать слова за хором детских голосов оказалось затруднительно. За детским творчеством на суд законодателей представили гимн Дмитрия Плотникова, следователя по особо важным делам прокуратуры города Рязани. Затягивал ли на записи сам следователь томным баритоном про «силу, веру, надежду и славу возрожденного славянского союза» или это пел нанятый по случаю вокалист, выяснить так и не удалось.
Следующим рассматривался вариант слов авторства некоего Калинина:
Братство наших народов
Закалялось и крепло
Сквозь пожарище войн
И салюты побед
Наша сила в единстве
И горячих сердцах
Мы всегда будем вместе
И вовеки в веках
Славься братство связующий
Славься мудрый народ!
Другие авторы слов не скупились на метафоры и эпитеты, называя союз «фениксом, возрожденным из пепла», слава и единство которого «крепли». Самым лиричным вариантом был признан журналистами гимн в исполнении Николая Баскова. Его вариант гимна начался с мощного многоголосого вступления в исполнении духового оркестра с литаврами. Затем запел член «Партии возрождения России» Басков:
Встает заря поднебесная
Плывет чистый свет словно музыка
Рассвет встречаем вновь вместе мы
Россия и Белоруссия.
На припеве камерный хор подхватил величавое вытягивание. Получилось лирично, хоть и немного затянуто для гимна. Последним вариантом, представленным прессе, был гимн на манер приблатненной тюремной песни о любви. Пел неизвестный автор:
Мы были рядом всегда,
Оба народа друзей
И в глубине…
Русский поет соловей
Две Руси, две сестры
Один путь, один Бог…
Разобрать слова было трудно не только корреспонденту «Газеты.Ru», но и членам комиссии, поэтому несчастного оборвали, не дослушав заунывный припев. Закрытая часть комиссии просовещалась недолго. Буквально через несколько минут после того, как прессу удалили, из Гербового зала вышел Геннадий Селезнев и без комментариев уехал на лифте к себе в кабинет. Все обратились с вопросами к вышедшему вслед за спикером Никите Михалкову. Однако никакого удовольствия, судя по всему, от прослушивания тот также не получил. Сын автора российского и советского гимнов объяснил журналистам, каким вообще должен быть гимн:
— Гимн – произведение духовное, которое сидит на слуху, которое вошло вовнутрь. То, что мы прослушали, назвать гимном, конечно, нельзя. Это должна быть глубокая, долгая, тонкая работа, связанная с тем, чтобы сформулировать в тексте нечто, что может называться гражданской молитвой. То, с чем граждане обращаются к своей земле, желая ей благоденствия. Некоторые, вероятно, думают, что достаточно зарифмовать слова «Русь»--«Беларусь», и будет гимн. Многие считают, что это должно быть бравурно и громко.
Никита Сергеевич напомнил, что с предыдущим гимном России на музыку Глинки было не меньше проблем. «У него была замечательная музыка. Но, тем не менее, когда у людей на улице спрашивали, помните ли вы слова, не все могли ответить».
Иосифу Кобзону ни один из представленных вариантов также не понравился. Заслуженный артист России и СССР считает, что гимнотворчеством должны заниматься профессионалы:
— Люди, которые писали эти варианты, не знают природы гимна. Конечно, в некоторых странах действуют такие легкомысленные гимны. Но гимн должен отражать менталитет страны. У нас он должен быть величественный и обязательно должен отражать наши какие-то общие заслуги. Может, рассказывать о совместных подвигах в Брестской крепости или битве под Полтавой. Мы же должны чем-то гордиться в гимне!
На вопрос «Газеты. Ru», кто должен заниматься отбором гимнов, Кобзон был однозначно на стороне поэтов-профессионалов. «Чиновникам должны представлять уже готовые, написанные профессиональными поэтами и композиторами образцы». Окончательно выбрать и утвердить гимн России и Белоруссии комиссия должна до 1 марта. Все ее участники надеются, что время на отбор достойной версии еще есть.