Декабрьские вечера – старинная и одна из самых приятных традиций музея. Фестиваль камерной музыки в крошечном Белом зале (он меньше Рахманиновского зала консерватории, а по количеству посадочных мест сравнится с актовым детской музыкальной школы) сопровождается всегда интересной выставкой, тематически концертные программы и выставки связаны. Продолжается это уже лет двадцать, музыкальный фестиваль явно самый представительный, интересный и яркий в Москве, из года в год приезжают самые лучшие российские камерные артисты, всегда удается пригласить интересных европейских гастролеров, никогда нельзя купить билеты, несмотря на то, что это всегда сделать необходимо.
В этом году тема декабрьских вечеров – «Образы Италии». Выставок две, обе венецианские. Одна – из собрания «Живопись Венеции из собрания ГМИИ» – знакома каждому москвичу с детства. Основная ось – от Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца Дожей», необычайно красочная, с красными галерами, черными гондолами, необыкновенно синим каналом, к «Смерти Дидоны» Тьеполо. Остальное тоже все видено уже тысячу раз, однако тем более этим картинам пойдет на пользу перемена места – в новом окружении может быть удастся воспринять по-новому.
Напротив Белого зала на колоннаде – выставка картин, привезенных из Виченце, из коллекции банка Интеза. Там самое главное – картины Пьетро Лонги, художника, первым в Венеции придумавшего писать бытовые сценки из жизни венецианцев – уличные представления и семейные портреты аристократов, дети и взрослые, венецианки и венецианцы.
Ну а самое главное, разумеется, музыкальная программа. Под образами Италии организаторы фестиваля понимают не только программу итальянских композиторов. Так или иначе будет исследоваться влияние Италии на творчество европейских музыкантов, Начнутся декабрьские вечера концертом «Хортус Музикус», ансамбля старинной музыки из Эстонии с программой итальянской музыки четырнадцатого века, закончится солистами академии молодых певцов Мариинского театра и оперой «Дочь полка» Доницетти.
Самое интересное будет, разумеется, в промежутке. «Il Giardino Harmonico» - итальянский ансамбль, играющий барочную музыку на в меру аутентичных инструментах («в меру» означает, что их можно настроить по-человечески, несмотря даже на то, что они либо трехсотлетнего возраста, либо сделаны по образцам и с соблюдением соответствующих технологий). Критики отмечают необычайную живость этого ансамбля – якобы они играют барочную музыку так, словно это рок-н-ролл. Тем не менее на их диске с певицей Чечилией Бартоли их интерпретация Вивальди была необычайно тонкой и бережной. Убедиться самим можно будет 7 декабря – музыканты будут играть итальянских композиторов барокко – Вивальди, Кастелло, Фонтана, Саммартини и Альбинони.
9 декабря выступит Хаген-квартет – прославленный австрийский струнный ансамбль семьи Хаген, лауреаты всех мыслимых конкурсов и премий. Их дискография насчитывает около сорока пластинок, гастрольная география поражает воображение, их инструменты, в частности скрипка Страдивари и альт Маджини предоставлены им национальным банком Австрии. Играть Хаген-квартет будет Вольфа, Верди, Пуччини и Брамса.
Третий необычайно интересный ансамбль фестиваля – «Hilliard Ensemble», совершенно необычайный коллектив из Англии, вокальный квартет, который исполняет a capella произведения всех эпох. В нем самый сладкий контртенор из всех, кто когда-либо пел в России,— Дэвид Джеймс, совершенно необычайный певец, поющий противоестественным высоким мужским голосом без малейшего напряжения – просто потрясающе, два очень хороших тенора (а это очень большая редкость) и баритон. В их репертуаре и григорианские хоралы, и Пярт, и все, что было посередине.
Точная их программа на 11 декабря, когда они выступят в Белом зале, неизвестно, но, несомненно, они продемонстрируют эффектные параллели и сочетания элементов своего репертуара – в программе заявлена «музыка 14- 20 вв.»
Программа слишком велика, чтобы подробно писать обо всем. Достаточно сказать, что в русской части программы будут представлены все наши значимые имена в камерной музыке — и Спиваков, и Башмет, и гобоист Алексей Уткин, и другой гобоист Алексей Огринчук, и виолончелист Алексей Рудин, среди гостей также австрийский скрипач-виртуоз Томас Цеетмайр, голландский певец Роберт Холл и многие, многие другие. Очень редко на декабрьских вечерах бывают неинтересные концерты, покупка билета требует такой удачи, что все равно выбирать не приходится.
О выставочной программе Декабрьских вечеров «Газета.Ru» еще напишет.