Фестиваль французского кино, организованный в поддержку российских прокатчиков французских фильмов, уже не столько пропагандирует главный европейский кинематограф, сколько констатирует его победу. Не скрывая своих колониальных амбиций, французы заставляют мир смотреть свое кино, и мир признает, что быть завоеванным Парижем — это приятно.
В самом деле, после успеха «Амели», колоссальных по местным меркам сборов «Астерикса и Обеликса», экспрессивных экспериментов «Видока», «Братства волка» и «Птиц», маньеризма «8 женщин» и фрейдизма «Пианистки» стало очевидно, что европейские кинозалы окончательно поделены между Голливудом, Францией и Юго-восточной Азией. Политика протекционизма, обеспечившая поддержку национального кинематографа, дала свои плоды, пышные, пряные и артистичные, что для современного кино совсем не тривиально.
Откроет нынешний фестиваль фильм «Бланш» — ироническая буффонада, пустившая на луковый суп великую историю Франции. Маленькая разбойница Бланш — Фан-Фан Тюльпан и Анжелика в одном лице — мстит кардиналу Мазарини за доставленные ее семье страдания.
Сочиняя сценарий, режиссер Берни Бонвуазен пытался соединить высокий слог XVII века и арго посетителей пельменных. К сожалению, в переводе эта игра оказалась почти утрачена, превратившись просто в поток исключительной, но невероятно смешной похабели.
История в этом фильме стала своеобразным спагетти-истерном, авантюрной клоунадой разнообразных стилей. Наркобарон из Колумбии, шмыгающийся волшебным порошком кардинал, какие-то футуристические панки и куклусклановцы, ковбои, шлюхи и мушкетеры топчут и попирают все французские святыни, отменяя историю и жанровые ограничения с выдающимся азартом. Продолжая традицию «Братства волка», «Бланш» отпускает на волю все стили и жанры, предлагая им самим договариваться в пространстве кадра.
А чтобы восхищение и изумление от такого нахальства перешло все границы, в картине снялись Жерар Депардье в роли скабрезного Д`Артаньяна, Кароль Буке в роли Анны Автрийской и молодая звезда французского кино Лу Дуайон, дочка Джейн Биркин, уступающая матери в красоте, но не в темпераменте.
Другая темпераментная француженка, Одри Тату, попыталась отмыться от приснопамятной Амели Пулен, принесшей ей как славу, так и прочно прилипшее амплуа. В «Любит — не любит» Тату и режиссер Летиция Коломбани обошлись с парижской феей довольно сурово. Фильм посвящен любовной одержимости молодой девушки. Влюбленная в респектабельного женатого кардиолога, она верит, что у них страстный роман, и заставляет поверить в то же своих друзей. Не подозревающий о ее чувствах эскулап оказывается вовлечен в события довольно страшные — так же, как сама героиня. Нехитрая мысль о том, что для любви нужны двое, насыщается точной драматургией и энергичным ритмом до концентрации философского триллера.
«Без памяти» Жан-Пьера Лимозена посвящен человеку, страдающему амнезией. Неизбежные ассоциации с «Помни» при взгляде на блокнот с напоминаниями и полароидные фотографии довольно быстро исчезают, уступая место спокойному удовольствию. Пока герой, подвергающийся атакам бесчисленных женщин, взволнованных возможностью любви без воспоминаний, ищет себя, можно расслабиться и отдаться прозрачной атмосфере нетрагической чувственности.
Изумительные блондинки, эротика, образ нового невинного Адама, разгуливающего с уокменом, и немного теории высшей нервной деятельности...
Несколько портит дело Эдуардо Норьега, сыгравший главную роль, который немного не дотягивает обаянием до своего героя. Но это почти придирки.
Шарлотта Рэмплинг, Кароль Буке, все та же Лу Дуайон, а также Жак Дютронк и Мишель Блан, который и поставил сатирическую комедию «Целуй, кого хочешь», разыгрывают пьесу о деньгах и любви. Компания друзей разного благосостояния отправляется в отпуск, получаются «8 женщин» в «Госфорд-парке», преображенном назойливой современностью. Тщеславие, одиночество и скромное обаяние буржуазии сплетаются в легкое зрелище, доброжелательное как к зрителю, так и к трогательной и свинской человеческой природе.
В сущности, в программе фестиваля этого года трудно выделить ключевой фильм. «Жизнь обетованную» стоит смотреть хотя бы ради изумительной красоты пейзажей и великой Изабель Юппер, сыгравший блондинку-проститутку, запутавшуюся в отношениях с дочерью и мужчинами. «Моник» — любопытная история любви уставшего от семейных отношений мужчины и идеальной красавицы — силиконовой куклы. А режиссерская работа Венсана Переса «Шкура ангела» посвящена нечаянным встречам, внезапным расставаниям и, естественно, нежной любви.
После торжественного открытия в «Пушкинском» штурмовать ЦДЛ вместе с фильмами будут Изабель Юппер, Одри Тату и Венсан Перес, которые приехали представлять свои работы, а также киноманы, желающие увидеть картины раньше, чем они выйдут в прокат. Париж стоит мессы.
Пушкинский — 21 ноября, ЦДЛ – 22–23 ноября.