Столичная прокуратура предъявила обвинение одному из пособников террористов, захвативших заложников в театральном центре на Дубровке. Следователи сообщили, что выходец с Северного Кавказа сообщал преступникам по телефону сведения о дислокации и действиях спецслужб возле здания ДК ГПЗ. Имя пособника террористов в Генпрокуратуре пока не говорят, объясняя это интересами следствия. «Он арестован. Вместе с тем, следствием снято подозрение в пособничестве в отношении двоих граждан», — сообщили во вторник в Управлении информации и общественных связей Генеральной прокуратуры Росcии.
То есть теперь вне подозрений бывшая заложница Яха Несерхоева. После теракта в числе других заложников она была доставлена в больницу № 13. По словам представителей правоохранительных органов, девушка вела себя «неадекватно», а на ее руках и одежде были обнаружены следы пороха. Это дало основание представителям спецслужб заподозрить ее в том, что она являлась одной из террористок-камикадзе. Однако нашлись несколько свидетелей, которые подтвердили непричастность чеченки к захвату заложников в ДК.
Ранее правоохранительные органы отпустили еще одного из двух главных подозреваемых. Оказавшийся среди журналистов выходец с Кавказа был задержан милицией сразу после штурма. Однако через некоторое время выяснилось, что он никакого отношения к преступникам не имеет. Как сообщили «Газете.Ru» в посольстве Азербайджана, подозреваемый гражданин этой республики на самом деле был журналистом.
Тем временем милиция продолжает отработку «чеченского следа» в Москве. Как рассказал «Газете.Ru» источник в ГУВД столицы, после 10 ноября планируется снять усиленный вариант несения службы, но «проверки теперь не остановить, поскольку до конца работу еще не довели». Теперь милиционеры будут проверять не только подозрительных выходцев с Кавказа, оказавшихся в Москве, но и «лиц славянской внешности» (о том, как проходят эти проверки, «Газета.Ru» уже писала).
У милиции разработано несколько планов мероприятий по выявлению помощников террористов. Во-первых, теперь особенно тщательно проверяется каждый автобус, следующий рейсом Москва--Хасавюрт. Как предполагает следствие, именно на этом автобусе в начале октября под видом челноков в Москву приехали террористки-камикадзе. Общий сбор боевиков проходил на конечном пункте маршрута – рынке в Лужниках. Взрывчатку, скорее всего, привозили на большегрузных автомобилях, спрятав ее в баллоны со сжатым воздухом под днищем кузова. Хотя не исключено также, что взрывчатые вещества и оружие доставляли на тех же чартерных автобусах. Правда, несмотря на многочисленные допросы водителей и пассажиров чартерного рейса, видимых результатов «дорожной проверки» у милиции пока нет.
Единственное, что удалось выяснить следователям, что организатором поставки смертоносного груза был некий чеченец Ахмет Ичиев (он уже объявлен в розыск и, по оперативным данным, скрывается на территории Чечни). А упаковкой и погрузкой взрывчатки занимался его младший брат. По неофициальной информации, он уже задержан. В доме Ичиева-младшего обнаружены остатки взрывчатых веществ и упаковочный материал, а также уксус, которым пропитывали упаковку, чтобы взрывчатку не обнаружили собаки.
Скорее всего, успех сотрудников ГАИ по проверке чартерных рейсов с Кавказа на этом и закончится. Во всяком случае, среди 15 чеченцев, задержанных 28 октября на посту ГИБДД на Щелковском шоссе, пособников Бараева не оказалось – это были обычные челноки.
Вторая, наиболее успешная линия работы милиции – отлов членов чеченской преступной группировки. С 24 октября в Москве, по неофициальным данным, были задержаны около 30–40 чеченцев. Правда, большинство из них были вскоре отпущены. Однако крупные чеченские авторитеты пока остаются на свободе, хотя их имена сотрудникам силовых ведомств хорошо известны. По словам эксперта «Газеты.Ru» в правоохранительных органах, «при отсутствии серьезных улик и наличии тесной связи этих авторитетов с государственными структурами» арестовать их практически невозможно.
Других предполагаемых пособников террористов в Москве пока не нашли. Во всяком случае, версия о том, что взрывчатку хранили в гей-клубе «Центральная станция-2» на первом этаже ДК на Дубровке, не подтвердилась. Источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах сообщил, что доказательств причастности хозяев клуба к банде Мовсара Бараева нет.
Во вторник Генпрокуратура официально заявила, что все террористы, захватившие театральный центр, мертвы. Поэтому правоохранительные органы занимаются розыском пособников банды Бараева. Однако сразу после штурма в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» сотрудники спецслужб рассказали, что одному из террористов все же удалось сбежать.
Кроме того, прокурор Москвы Михаил Авдюков сообщил, что у террористов были связи за рубежом. «По некоторым оперативным данным, не все, далеко не все лица, которые относятся к террористам, имеют только чеченскую национальность. По нашим данным, там имеются лица не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья, не только чеченцы», — заявил прокурор. По его словам, теракт на Дубровке готовился два месяца. При этом у террористов были сообщники в Турции и Германии. Однако пока следователи никаких запросов в эти страны не посылали.